Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
за два столетия существования раскола в России не вышло и сотни книг и
статей по этой проблеме. Многие из печатавшихся еще в XIX веке работ были
переизданиями антираскольничьих полемических сочинений богословов XVIII и
даже XVII столетия. "Жезл Правления" Симеона Полоцкого, переделанный из
рукописи Паисия Лигарида и напечатанный в 1666 г., все еще оставался одним
из главных пособий для противостарообрядческой полемики. "Пращица" Пи-
тирима (изд. 1721 г.), "Знамения о пришествии Антихриста" Стефана
Яворского (изд. 1703 г.), бесконечные переиздания "Розыска о брынской вере" Дмитрия
Ростовского, впервые напечатанного в 1745 г., "Ответы" Феофана Прокопови-
ча (изд. 1722 г.), "Обличение неправды" (изд. 1745 г.) Феофилакта Лопатинско-
го—врага и жертвы мстительного Феофана, и другие труды начала XVIII в. при
Николае I все еще цитировались и считались важными. Фальсифицированные
материалы "Розыска" и неверные сведения из "Скрижали" 1656 г.,
передернутые цитаты из сочинений Никиты Добрынина, приведенные в "Жезле
Правления", еще в XIX в., даже в "Истории раскола" митрополита Макария,
определяли оценку раскола3.
По образцу этих схоластическо-полемических книг в 1830— 1840-х гг. было
издано немало бесталанных и нудных "Доказательств", "Бесед", "Обличений",
которые уже по своей форме, сугубо богословско-полемической, не могли
заинтересовать рядового читателя или даже историка4. Кроме того, даже эти книги
издавались по преимуществу для миссионеров и священников и были
обычному читателю почти недоступны. Из более ходких и интересных книг можно
отметить всего лишь две, в том числе выдержавшую много изданий и до сих пор
важную как источник книгу о. Андрея Иоаннова (Журавлева), бывшего
раскольничьего священника, да брошюру П. Богдановича5. Помимо этих книг в XVIII и
XIX веках появилось еще около десятка статей, среди которых и одна о
протопопе Аввакуме6. В 1845—1855 гг. вышло наконец несколько работ по истории
церкви и раскола, принадлежавших перу Аполлоса, Филарета, Игнатия, Израиля,
Муравьева и Макария (Булгакова)7. Наиболее значительной из них была работа
еп. Макария (Булгакова), но, к сожалению, и он продолжал объяснять
старообрядчество как продолжение ересей Мартина Армянина и ошибок, сделанных
справщиками при патриархе Иосифе8, признавал подлинность ряда
фальсифицированных документов (например, "Деяний на еретика Мартина", сфабрико-
3 Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под именем старообрядчества. 3-е
изд. СПб., 1889. С. 138, 159, 195, 212 и т. д.
4 См., например: Иоанн, иеросхимонах. Обличение заблуждения раскольников. СПб., 1847;
Филарет (Дроздов), митр. Беседа о Благодати архиерейства и священства. СПб., 1835; Иоанн,
иеросхимонах. Доказательства о древности трехперстного сложения. М., 1839; Иоанн, иеросхимонах.
Доказательство непоколебимости и важности святой соборной и Апостольской кафолической церкви
восточной. М., 1839, 1849; и многое другое.
5 Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых
раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. СПб., 1794, 1795, 1799, 1836,
1855; Богданович П.И. Историческое известие о раскольниках. СПб., 1787, 1791.
6 СулоцкийАл., свящ. Протопоп Аввакум // Москвитянин. 1849. Ч. IV. № 16. С. 132—136
третьей пагинации.
7 Аполлос (Алексеев), архим. Начертание жизни и деяний Никона патриарха Московского и
всея России. М., 1845; Филарет (Гумилевский), архиеп. История русской церкви. Чернигов, 1847 (4-е
изд.—1862); Игнатий (Семенов), архиеп. воронежский. История о расколах, в церкви российской
Ч. 1. СПб., 1849; Израиль, архим. Обозрение русских раскольнических толков. Харьков, 1850;
Муравьев А.И. Раскол, обличаемый своею историей. СПб., 1854; Макарий (Булгаков), en. винницкий.
История русского раскола. СПб., 1855.
8 Макарий (Булгаков), en. История русского раскола... С. 5—6.
484