Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Белокриницкая иерархия
в священники, намечать делегации для связи с Белой Криницей. В Саратове
богатые купцы Перфильев и Гусев начали сбор средств, а Гусев и сам послал в
Белую Криницу некоторую сумму; в Вольске во главе негласного комитета стоял
тоже миллионер Серебрянников; богатый купец Мальцов возглавлял друзей Белой
Криницы в Николаевске, толстосумы Кузьмичев, Гузиков и Пономарев
отправили своих хвалынских уставщиков в Белую Криницу для посвящения в
священники. Единоверцы и беспоповцы хлынули в поповщину224.
В Белой Кринице тоже не дремали. Вожди белокриницкого центра Павел,
Алимпий, Геронтий и их соратники твердо запомнили слова Чайковского и Буд-
кевича, советовавших как можно скорее посвятить хотя бы нескольких
епископов. Как и поляки, Павел и его друзья не сомневались, что известие о приезде
Амвросия в Белую Криницу и воссоздании белокриницкой иерархии возбудит
негодование и репрессии со стороны Николая I225. Но несмотря на донесения
представителя МВД Надеждина, заметившего в Белой Кринице зимой 1845—1846 гг.
явные приготовления к приему старообрядческого епископа и знавшего об
активности Чайковского и его друзей226, русское правительство почти полгода
ничего не знало о приезде и деятельности Амвросия в Белой Кринице.
Медлительность русского и австрийского бюрократических аппаратов продлила срок
пребывания Амвросия в Белой Кринице, и за год с лишним, с 28 октября 1846 г.
(когда Амвросий возглавил старообрядчество) до его ареста 1(13) декабря 1847 г.,
старообрядческая иерархия пустила глубокие корни.
Страх перед русским правительством, конспиративность белокриницкого
предприятия и, главное, неуверенность в том, что воссоздание иерархии будет
доведено до конца, все же не позволили старообрядцам надлежащим образом
использовать первоначальный успех дела Павла. Хотя кандидатов в диаконы и
священники оказалось очень много, достойных к поставлению в епископы вначале
не нашлось. Сам создатель иерархии инок Павел не счел себя достойным архи-
ерейства и, видимо, сознавая с присущим ему чутьем, что нельзя одному и тому
же лицу и создавать епископат, и самому делаться епископом, хиротонисаться
не стал. Недолго он и прожил после создания иерархии и вскоре (в 1854 г.)
скончался. Такую же позицию занял и Алимпий227. Еще один очевидный кандидат в
епископы, Геронтий, уже в 1847 г. попал в руки русской полиции и кончил свою
жизнь в ужасном Алексеевском равелине.
За границей — среди турецких казаков, молдавских купцов и белокриниц-
ких мужиков — почти не было кандидатов не то что в епископы, но даже и в
священники; связи с Россией были очень затруднены полицейским надзором и
террором. Кроме того, разгром Николаем I монастырей, школ и общежитий поповцев
не дал возможности воспитать подходящее молодое поколение, а многие
достойные кандидаты в епископы были или сосланы, или находились под
полицейским наблюдением, часть же их была почти насильно переведена в единоверие.
Поэтому за год деятельности Амвросию удалось ввиду отсутствия кандидатов
хиротонисать только двух епископов, пятерых священников и четырех диаконов228.
224 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 467-468.
225 Чайковский М. Записки // Русская старина. 1898. Т. 95. Август. С. 441.
226 Надеждин Н.И. О заграничных раскольниках // МВД. Сборник. Вып. 1. С. 108—115.
227 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 495-512.
228 Памятник происходящих дел Белокриницкого староверческого монастыря // Субботин Н.И.
История Белокриницкой иерархии. Т. 1. Приложения. С. 110—120.
469