Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Белокриницкая иерархия
вительством меры неизбежно вели к вымиранию священства в поповском толке;
принять беспоповщину эти люди не могли. Единоверие их тоже не прельщало: оно
им рисовалось как двоеверие. "Прихожане единоверской церкви,— писал позже
Силуан,— обязаны верить и в другую государственную церковь", а не только в
церковь старого обряда в том ее виде, какой предлагался властями. Здесь ясно
проявилось то, что для старообрядцев решающую роль играл не только обряд, а весь
дух церкви. "Священство единоверческой церкви обязано быть в
единомышленном соединении с господствующей церковью и признавать собором в 1667 г.
определенные клятвы",— то есть признать всю новую секуляризированную
культуру и контроль имперской администрации над церковью155. А согласиться на
старый обряд как чистую форму при новом духе они не могли.
Тогда Авфоний Кочуев, вскоре выросший из главных фигур поповского
старообрядчества вообще, а в то время еще 27-летний белец в монастыре, предложил
создать старообрядческую иерархию. Новизна его идеи заключалась в том, что
старообрядческий центр с архиереем должен находиться вне досягаемости русских
властей, за границей, где архиерей мог бы посвящать новых епископов и
священников уже для России. Таким образом, иерархия хотя бы частично оказывалась
недосягаемой для преследований и всегда бесперебойно питала бы староверов156.
Благочестивого архиерея можно было бы поискать на Востоке, проверив его
веру и приняв в "древлюю церковь" по старому обряду.
Г.И. Суетин поспешил с новой идеей в Москву. Тамошние вожди
Рогожского кладбища из московских промышленников и купцов пришли в восторг от
гениального по простоте решения иерархической проблемы. Шелапутин, Иван
Александров, Федор Карташев, Федор Рахманов и другие миллионеры и их
духовные отцы постановили созвать зимой 1831 — 1832 гг. общий собор. Торговые
связи и дела рогожцев заведомо позволяли придать собору видимость деловой
конференции. И действительно, до 1850-х гг., когда отчеты о нем попали в руки
П.И. Мельникова, власти и не подозревали о московском соборе и его решениях.
На собор съехались руководители и наиболее видные представители почти
всех поповских старообрядческих общин России157. Только от казаков—линейных,
уральских и донских—было около 40 делегатов. От Иргиза приехали
инициаторы создания иерархии Кочуев и игумен Силуан, от Лаврентьевского монастыря
на Ветке—сам игумен Симеон, от Стародубья—игумен Покровского монастыря
Рафаил и двое клириков, от керженского Улангерского монастыря—игумен Илья,
от керженского Благовещенского монастыря—настоятель Пафнутий. Немало
было и представителей купечества, конечно, многие из богатейших купцов: Г.
Суетин из Вольска от Поволжья, Антип Дмитриевич Шелапутин, Федор Андреевич
и Василий Григорьевич Рахмановы, Николай Дмитриевич Царский, Василий
Ефремович Соколов, Федор Боков и многие другие от Москвы.
Главным докладчиком был сам Авфоний Кочуев. После многих заседаний и
прений решено было приложить все усилия, чтобы найти архиерея, основав за
границей свой центр. Сбор средств на необходимые расходы сразу же дал более
2 000 000 рублей ассигнациями, причем главными жертвователями стали москов-
155 Записка игумена Силуана, поданная в 1840 году единоверческим архимандритам Платону и
Зосиме // МВД. Сборник. Вып. 1. С. 201.
156 Мельников П.И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Т. 14. С. 22-23.
157 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 63; Мельников П.И. Очерки
поповщины. С. 24.
457