Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава IL СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ
кол, "есть явный нарушитель присяги императору"128. Такой формулировкой
злокозненный архиерей выставлял старообрядческих священников перед
императором чуть ли не бунтовщиками, играя на слабых струнах Николая I.
В апреле 1828 г. продолжавший давить старообрядцев А.Б. Голицын
придумал весьма хитроумный план отнятия их привилегий и разгрома общин и
монастырей. В докладе МВД саратовский губернатор предложил:
1. Считать привилегии и указы Екатерины II, Павла I и Александра I
данными не общинам, а конкретным лицам, и поскольку эти лица—монахи,
прихожане, священники—вымирали по старости, не переносить привилегий и прав на их
последователей, наследников и учеников.
2. Всех раскольников, примкнувших к монастырям или общинам после
издания соответствующих указов (например, после указа 1797 г., как в случае Ирги-
за), считать незаконными поселенцами.
3. Воспретить монастырям и общинам принимать новых монахов,
священников, членов общин.
4. Запретить ремонты церквей, молелен, монастырей.
5. Поставить общины и монастыри под непосредственный контроль
губернатора.
Подобные меры, которые позже легли в основу всей старообрядческой
политики Николая I, не только лишали монастыри, общины и даже здания
возможности расширения, но и просто обрекали их на естественное умирание и
разрушение.
Вначале даже Николаю I эти мероприятия показались слишком уж
"противозаконными", и когда саратовский Голицын стал применять их без
императорской санкции, ему повелели "прекратить действия принятых против
старообрядцев строгих мер и ограничиваться исполнением общих законов". Но последнее
постановление смягчалось тем, что его рекомендовалось скрыть от
старообрядцев, "чтобы они не сделались слишком дерзкими"129.
Но умело подаваемые донесения Голицына о том, что старообрядческие
монастыри стали притонами разврата и опасных бродячих элементов, все же
усыпили последние угрызения совести императора. Повеление 23 августа 1828 г.
передавало в руки Голицына и полицейский и хозяйственный надзор над иргизскими
монастырями, причем не имевших иноческого пострижения насельников, по
губернаторскому совету, предписывалось сдать в солдаты или выслать.
Всех негодных к военной службе бельцов сослали на поселение, 19 самых
крепких сдали в солдаты, детей отдали в кантонисты130. Губернатор, уже
неоднократно делавший обыски в монастырях, быстро разогнал и паломников, и живших при
монастырях людей. Один из старцев, некто Иоасаф, был "за дерзость и упорство
во взглядах" даже отправлен на допрос в Петербург. Правда, там не усмотрели в
больном иноке бунтовщика и отослали его в монастырь. Несколько других
иноков были арестованы в Саратове, часть их бежала из монастыря и, вероятно,
потом немало сделала для озлобления старообрядцев против господствующей
церкви и властей131.
128 Филарет (Дроздов), митр. Собрание мнений и отзывов. Т. II. С. 462.
129 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 293.
130 Там же. С. 311.
131 МВД. История. С. 224, 284 <в этом издании приводимые данные не найдены; однако см.:
Сборник для истории старообрядчества, изд. Н.И. Поповым. Т. 2. Вып. IV. М., 1866. С. 141 — 142; Т. 2.
Вып. V.M., 1866. С. 88—122>.
452