Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Царствование Николая 1
ле, где позже подвизался А.Б. Голицын, вряд ли свидетельствуют о его морально-
религиозной настроенности. Да и голицынская традиция в целом,
западническая с конца XVII века, и католические настроения в этом роду, давшем видных
русских католиков-миссионеров, вряд ли корреспондирует с заботами
губернатора о православной церкви. Несомненно, решающими моментами в его
деятельности были карьерные соображения, желание проявить себя и умение угадать
настроения императора.
К моменту появления Голицына в Саратове местный раскол был в апогее
своей славы: в пяти монастырях Иргиза жило свыше 200 иноков и 400 инокинь;
из числа монахинь 20 были суровыми схимницами; кроме того, в монастырях
жило около 400 белиц, множество бельцов, а поблизости поселилось большое
количество благочестивых семейств и одиноких стариков121. В старообрядческих
приходах служили в это время более 200 попов, связанных с Иргизом122, тысячи и
тысячи паломников собирались на богомолье в иргизские обители. "За один раз
приходило по пяти и по шести тысяч богомольцев, особенно летом и во время
судоходства" |23. Донские, линейные и уральские казаки ходили в Иргиз большими
таборами, с женами, детьми, часто во главе со своими атаманами.
Едва появившись в Саратове, губернатор Голицын запретил раскольникам
города Вольска пользоваться новой церковью, построенной совсем недавно с
разрешения правительства. Император, наложив свою резолюцию на представление
губернатора по этому вопросу —"приобрести церковь для нового прихода или
обратить в единоверческую",— явно показал, что склоняется на сторону гонителей
раскола124.
Почти одновременно—24 мая 1827 г.—в ответ на запрос пермского
губернатора Тюфяева старообрядческим священникам было запрещено переходить из
уезда в уезд, "в случае же переездов, если не будут иметь надлежащих видов,
поступать с ними как с бродягами"125. 27 июня МВД поддержало распоряжение
Голицына, вообще запрещавшее иргизским монастырям посылать
священников в любые старообрядческие общины126. Затем последовали и другие решения,
направленные на уничтожение священства среди поповцев: 7 августа было
запрещено принимать новых священников в Екатеринбурге; 8 ноября 1827 г. в
Петербурге император повелел московскому генерал-губернатору Д.В. Голицыну,
чтобы он "находившихся (на Рогожском кладбище священников— С.3.) оставил в
покое", но "новых отнюдь не принимать"127. Этим ограничивалось влияние
таких важных поповских центров, как Иргиз, Екатеринбург, Москва (а
фактически и всех других) на окружавшие их общины, а сами общины лишались
возможности получения священников.
На этих решениях, несомненно, отразилось мнение о поповских
священниках Филарета, который как раз в 1827 г. писал, что священник, ушедший в рас-
121 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 305.
122 Мельников П. И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Т. 13. С. 246; Субботин Н.И.
История белокриницкой иерархии. Т. 1. М., 1874. С. 47.
123 Мельников П.И. Очерки поповщины. С. 245.
124 Цит. по: Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 278.
125 МВД. Собрание. Т. I. С. 73.
126 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 281.
127 Субботин Н.И. История белокриницкой иерархии. Т. 1. С. 51; История Министерства
внутренних дел /Сост. H.B. Варадинов. Кн. VIII: История распоряжений по расколу. СПб., 1863. С. 209
(Далее- МВД. История); МВД. Собрание. Т. I. С. 76, 77.
29*
451