Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Царствование Николая 1
2. [ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ I]
Вначале царствование Николая I не предвещало старообрядческим общинам
России ничего опасного. Первые распоряжения Комитета министров, сделанные
по старообрядческим делам, казалось, продолжали политику терпимости
предыдущего царствования и даже были направлены на обуздание своеволия и
излишней ревности местных властей. Так, 9 января 1826 г. Комитет министров с
одобрения самого Николая I рекомендовал пермскому губернатору К.Я. Тюфяеву не
вмешиваться во внутреннюю жизнь старообрядцев и не преследовать их за
совершение крещений, браков и похорон по их обрядам109. По мнению правительства,
пресечению властями подлежала только пропаганда старообрядческих учений
среди православного населения.
На одном из следующих заседаний Комитета министров, 13 февраля, было
обсуждено прошение "екатеринбургских старшин старообрядческого общества" о
нерасторжении совершенных их священниками браков и об организации
старообрядческих приходов. Комитет министров снова проявил нежелание что-либо
менять в политике прежнего царствования по отношению к старообрядцам и, хотя
решил оставить старообрядческие браки без преследования, но на организацию
новых приходов разрешения не дал110. Подобный подход к старообрядческой
проблеме был намечен лично Николаем I, который испытывал давление как
отдельных местных администраторов, вроде пермского губернатора К.Я. Тюфяева, так
и представителей иерархии. Несмотря на занятость текущими государственными
делами и процессом декабристов, император уже в первый же месяц по
вступлении на престол изучил дела Секретного Комитета по делам старообрядцев и
наложил свою резолюцию: "Во всех вещах торопливость есть первый вред; тем
подавно в важных, особенно же, когда наследник должен идти в противоречие
предшественнику. Сверх того, я требую сначала доказательств, а потом приму
меры, которые признаю нужными, с тем большей твердостью, чем больше
убежден буду в справедливости""1.
Эта резолюция явно указывает, с одной стороны, на давление, производимое
на государя антистарообрядчески настроенными деятелями, с другой стороны—
на его сомнения в справедливости и смысле новых гонений. Не зная сам
старообрядческой проблемы в деталях, не имея еще собственного мнения, Николай I
довольно долго колебался. Сама его любовь к порядку и традиции давала
возможность для двух совершенно различных подходов к старообрядческому вопросу.
Уважение к отцу, который поддерживал старообрядцев, сознание
общегосударственной пользы, приносимой трудолюбивым и трезвым старообрядческим населением,
казалось бы, диктовали государю продолжение традиционной политики
религиозной терпимости, проводимой тремя его предшественниками. Но
независимость старообрядческих обществ от правительства, их самостоятельная
внутренняя политика, успехи старообрядческого учения среди населения империи,
наконец проблема беглых попов, действительно мало совместимые с идеалом
109 Собрание правительственных постановлений по части раскола. Том первый. Постановления
Министерства внутренних дел. Вып. 1. Лондон, 1863. С. 65 (Далее— МВД. Собрание).
110 Там же. С. 67.
1,1 Цит. по: Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. Саратов, 1888. С. 276.
29-2107
449