Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ
духовенством зорко следил Феофан Прокопович, то к Шереметеву был
приставлен Огильви, к Апраксину — Крюйс, к Головкину — Шафиров, а потом — Остер-
ман100. Эти иностранцы вселяли в голову Петра мысли о необходимости быть
осторожным с великороссами. Недаром еще гетман Самойлович через дьяка
Украинцева советовал князю Василию Голицыну создать особую гвардию для
охраны власти от возможных народных возмущений101.
Засилье иностранцев и западнорусов, искоренение старых московских
обычаев, оскорбление религиозных чувств русских людей Всешутейшим собором,
преследование церкви, закрытие часовен и домовых храмов только усиливало
отход народа в раскол. Если собор 1666—1667 гг. ударил по религиозно-политической
национальной традиции, по самой идее "Третьего Рима", то реформы Петра I
разрушили последние следы старого московского, то есть великорусского
национализма в культурной и религиозной жизни страны. Это понимали не только
давние приверженцы раскола, но и широкие массы населения. Везде росли слухи, что
потешающийся над церковью и старым русским бытом император—сам Антихрист.
Другие говорили, что царя подменили, что он латынник или немец и, наконец,
просто самозванец. Действительно, с точки зрения здравого московского человека царь
уже с первых лет своего царствования "вел странный образ жизни и делал
странные дела: переказнил стрельцов, сестру и жену запер в монастырь, сам все
возился и пьянствовал в Преображенском с иноземцами"|02. Особенную роль в росте этих
слухов сыграло дело царевича Алексея, то ли умершего от пыток, то ли убитого по
приказу Петра I. Даже офицеры говорили между собой, что "государь царевича за-
пытал, и в хомуте он умер за то, что он, царевич, богоискательный человек и не
любил немецкой политики" шз. В городах разбрасывали прокламации и даже
кричали в толпах, что он не "царь Петр Алексеевич, а антихрист, антихрист... бегите,
скройтесь куда-нибудь. Последнее время, антихрист пришел, антихрист"104.
Рост раскольничьих настроений в народе и умножение старообрядческих
общин подтолкнули Петра I к регулированию проблемы раскола. Был предпринят
ряд миссионерских акций. Самым энергичным миссионером был архимандрит
Питирим, из бывших раскольников перешедший в православную церковь105. Он
действовал в хорошо ему известных нижегородских землях под личным
наблюдением Петра106 и позже стал нижегородским архиепископом. В 1716 г. Питирим
указал Петру, что у некоторых священников "расколыцики укрыты, а не
подлинно исповеданы", предложив, чтобы священники при исповеди заставляли
старообрядцев проклинать "всю противность раскольническую"107.
По совету Питирима старообрядцам была дана возможность
полулегального существования при условии, что они будут платить "за оный раскол всякие
платежи вдвое",08. Но и после этого миссионеры не оставили своей активности.
Помимо Питирима в Нижегородской области были... <текст обрывается>
100 Милюков П. И. Очерки по истории русской культуры. 1902. Т. III. Вып. I. С. 46.
101 Там же. Т. III. Вып. 2. С. 147.
102 Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. С. 240-246 (Лекция LXIX).
103 Есипов Г.В. Раскольничьи дела... Т. I. С. 12.
104 ЕсиповГ.В. Раскольничьи дела... Т. 1.24,60,76, 134, 149, 160, 161; Т. 11.64, 87; Синодский указ
"О объявлении священником открытых им на исповеди преднамеренных злодейств", 17 мая 1722 г.
//ПСЗ. Т. VI. №4012. С. 686.
105 Соловьев С. М. История России. Кн. VIII. Т. 16. С. 553.
106 Ответы Александра диакона... С. 1—29.
107 Там же. С. 6-7.
108 Синод. Раскол. Т. I. С. 1-2.
448