Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
более глубокие корни. Еще за двадцать лет до того, как Никон пришел к власти
и приступил к правке богослужебных книг, появились явные признаки
недовольства низшего духовенства — приходских священников и монахов — высшей
церковной иерархией. В 1630-х годах многочисленные представители белого
духовенства, именовавшие себя "ревнителями благочестия", или боголюбцами,
начали движение за литургическое и моральное возрождение. Сознавая, что их
предстоятели-епископы слишком вялы, чтобы приступить к безотлагательно
необходимым Церкви реформам, они сами с энтузиазмом начали свой "крестовый
поход", стремясь одновременно и дисциплинировать паству, и побудить к
действиям инертную, вялую церковную иерархию, возглавлявшуюся пожилыми и
безвольными патриархами Иоасафом I (1634—1641) и Иосифом (1641—1652).
На церковном Соборе 1649 года боголюбцы преуспели в осуществлении
некоторых важных литургических изменений, направленных к большей истовости и
торжественности богослужения. Духовные лидеры "ревнителей благочестия",
протопопы Стефан Вонифатьев и Иван Неронов, провели эти преобразования
вопреки сопротивлению патриарха и епископов, но благодаря поддержке царя
Алексея Михайловича и его ближайших советников. Царь и в последующие
годы продолжал поддерживать эту группу реформаторов, и со временем они
заняли "командные позиции" в московском православии, неустанно заботясь о
престиже Церкви: через увеличение тиражей литургической и духовной литературы,
ужесточение церковной дисциплины, регулярные проповеди и напоминание
пастве о ее моральной ответственности.
Была ограничена продажа крепких напитков, запрещены азартные игры,
равно как и представления скоморохов — народные шутовские пьесы, обычно
антиклерикальные и непристойные одновременно. Ревнители благочестия с
неодобрением смотрели на быстро растущую секуляризацию русской культуры и
были настроены против новых веяний, приходящих с Запада. Эти священники
верили в утопическую идею "Москвы — Третьего Рима" и в то, что Россия —
последнее независимое православное государство — предназначена Богом для
сохранения «подлинной православной христианской веры». Они стремились
превратить страну в теократию, в "подлинно православную державу", а в самой
православной литургии видели зримое воплощение Царства Божия на земле,
представляя себе это грядущее Царство как вечную, беспрерывную, радостную,
торжественную и прекраснейшую Евхаристию, на которой достойные
христианские души пребудут в вечном общении со своим Создателем
С усилением позиций этой группы на власти возросла посещаемость
церквей, стали строже посты, неукоснительно соблюдались исповедь и причащение.
Иностранные дипломаты, наблюдавшие Россию в конце 1640-х и начале 1650-х
годов, сообщали, что "московская реформация" достигла несомненных
успехов, а ближневосточное православное духовенство не скрывало своего
потрясения и трепета перед столь истовым русским благочестием, долгими,
торжественными московскими церковными службами и строгими постами — полагая, что
русские вознамерились стать святыми.
Кончина безвольного патриарха Иосифа в 1652 году совершенно
неожиданно изменила курс "русской реформации". Ведущий "ревнитель", духовник
самого царя Стефан Вонифатьев смиренно отказался от чести стать
предстоятелем Русской церкви. И тогда по личному выбору царя на патриаршем престоле
43