Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Глава II
[СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ]
1. ПЕТР I И РАСКОЛ
Раскол как религиозное явление довольно мало интересовал Петра. Его
церковный индифферентизм и относительная веротерпимость легко могли бы
привести и к дарованию полной свободы и старообрядчеству, подобно тому как дал он
ее католикам и протестантам. Указ 1702 г. провозглашал веротерпимость одним из
главных государственных принципов1. "С противниками церкви надо поступать
с кротостью и разумом,— говорил Петр. — Господь дал царям власть над
народами, но над совестью людей властен один Христос"2.
Этот указ был действительно применен, но только в отношении религий
иностранцев. Протестанты и католики, евреи и армяне не подвергались никаким
преследованиям. Многие закрытые православные часовни и церкви даже были
отданы татарам и армянам под торговые помещения3. Но в отношении
старообрядцев и мусульман указ вовсе не применялся. К расколу Петр относился со
значительной опаской, видя в нем политически неблагонадежную религиозно-
национальную идеологию4. Он понимал, что призыв к старым обрядам и
обычаям, провозглашение всех нововведений затеей антихриста, а главное —
провозглашение и его самого, императора, если и не антихристом, то прислужником
последнего, сильно подрывали успех реформ и создавали постоянный очаг
идеологического сопротивления.
Борьба с противником прежде всего требует точного определения его сил;
регистрация и учет всех старообрядцев делается одним из главных пунктов
политики Петра в отношении раскола. Этот учет представлял значительные трудности,
так как испуганные преследованиями старообрядцы старались прежде всего
оставаться незамеченными правительством. Акты 1667 и 1685 гг. ставили раскол
вне закона, и "никто ни в городах, ни в селениях открыто не держался его"5.
Поэтому почти одновременно с объявлением указа о веротерпимости Стефан Явор-
1 Манифест о вызове иностранцев в Россию с обещанием им свободы вероисповеданий //
Полное собрание законов Российской империи [Собрание 1-е, 1649—1825]. СПб., 1830. Т. IV. № 1910
(Далее— ПСЗ).
2 Соловьев СМ. История России с древнейших времен. М., 1962. Т. VIII. Кн. XVI. С. 551.
3 Описание документов и дел, хранящихся в архиве св. прав. Синода. Т. 2. № 422 <в указанном
месте подобные данные отсутствуют> (Далее— Синод. Акты) ; Синайский Л. Отношение русской
церковной власти к расколу старообрядства в первые годы Синодального управления при Петре
Великом (1721-1725 г.). СПб., 1895. С. XI.
4 Синайский Л. Отношение русской церковной власти... С. XI—XIII; Верховский П.В.
Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. Т. I. Ростов-на-Дону, 1916. С. 462 (Далее—
Верховский П. В.).
5 Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под именем старообрядчества.
3-е изд. СПб., 1889. С. 267.
437