Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
бильных предприятий среднего и малого размера. Постоянство вкусов
потребителей кустарных товаров, прочность рынков, наличие давних торговых
отношений и связей, работа на дому, в семье или небольшой крепко сплоченной
группой способствовали упрочению традиционного мировоззрения, консервативного
подхода к жизни. Жизнь — и семейная, и личная, и хозяйственная — текла
медленно и размеренно. Социальная дифференциация началась здесь раньше, чем
в других, более земледельческих районах России, но зато не зашла далеко:
стабилизирующими факторами были и экономика, и социальный строй кустарной
деревни и города.
Купечество таких городов и сел, занятое сбытом товаров местного
кустарного производства, почти целиком принадлежало к расколу. Самые богатые купцы
Рыбинска, Ростова, Ярославля, Романова, Пошехонья были федосеевцами278.
Особенность верхневолжского раскола состояла в захвате старообрядцами
почти всей инфраструктуры торговли и грузовых перевозок. Профессиональные
"ямщики и дворники", то есть владельцы гужевого транспорта, в большинстве
своем были старообрядцами. Также к расколу принадлежала почти вся сеть так
называемых ходебщиков, или офеней279. Ходебщики, разносившие по домам свои
(или своих хозяев) мелкие товары, составляли многочисленный и важный класс
в торговой организации дореформенной, а отчасти и пореформенной России.
"Главное их местопребывание Владимирская губерния, в Коврове ком и Вязни-
ковском уездах,— писал в начале 1850-х гг. Липранди, — в слободе Холуйской или
Холуе, Вязниковского уезда, бывают четыре ярмарки; жители этой слободы:
половина казенные крестьяне, другая—князей Белосельских-Белозерских, все они
почти так называемые богомазы, или иконописцы, — здесь главный центр
ходебщиков. Кроме икон своего изделия, они запасаются в Москве и других торговых
городах разными русскими товарами первой необходимости в обыкновенном
домашнем быту и отправляются с ними по всем концам России, даже в Сибирь...
Многие из них впоследствии разбогатели, перешли в купечество и занимаются:
одни золотыми промыслами, другие — торговлей"280.
Эти владимирские и заволжские ходебщики были среди главных
пропагандистов раскола — так же, как в XVIII веке поставщики продовольствия и мелкие
продавцы на олонецких и уральских заводах, а с конца XVIII века — и
ходебщики стародубских и калужских купцов. Снабжая население иконами,
религиозной литературой, крестиками и т.д., они старались поставлять товар в
старообрядческом вкусе и традициях и широко распространяли старообрядческие духовные
произведения. Офени, или ходебщики, пользовались своим особым языком,
изобретенным в городе Галиче, напоминающим тарабарщину и непонятным
остальному населению281. Это было своего рода тайное общество, хотя и не имевшее
никаких писаных статусов и организации, но зато тесно спаянное, поддерживавшее
друг друга и всячески старавшееся укрепить влияние раскола. Почти все офени
принадлежали к радикальным беспоповским согласиям.
Так как значительное большинство населения старообрядческого края
принадлежало к беспоповщине, то неудивительно, что здесь почти отсутствовали
278 Синицын И. О расколе в Ярославской губернии // МВД. Сборник. Вып. 4. С. 106.
279 Липранди И.П. Краткое обозрение... С. 20—21.
280 Там же. С. 21.
281 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (первое издание). СПб., 1863. Т. 1.
С. 26 ("Афеня").
424