Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
храм, в который стекаются тысячи и тысячи старообрядцев со всей России.
Принимая настоятельство Успенским монастырем, Сергий потребовал от иноков
полного повиновения, ввел строгий монастырский устав и превратил
разбросанные группы монашеских келий в прекрасно обустроенный, богатый и
привлекающий паломников монастырь. Хотя другие обители долгое время формально не
подчинялись Сергию, его сильная личность и преуспевание его монастыря
подействовали и на остальные иргизские обители, которые тоже начали строить
обширные храмы, вводить строгую дисциплину, устраивать школы.
Во всероссийском поповском соборе 1779 г. приняли участие духовенство и
миряне всех больших поповских общин России, включая Москву, Стародуб,
Керженец, Гуслицы, Сибирь и Урал, Уральское казачье войско, Поморье, Тулу,
Калугу, Коломну и другие среднерусские города, Дон и Терек. Сергий заявил о
духовном руководстве Иргиза другими общинами, так как только там была
настоящая старообрядческая церковь238. Одновременно Сергий настаивал на том,
чтобы принимаемые из синодальной церкви священники заново помазывались
миром239. На этом соборе, состоявшемся всего лишь через три года после его
прихода на Иргиз, Сергий уже выступал как представитель иргизских и казанских
земель, то есть фактически всех средне- и нижневолжских областей. Собор
постановил принимать только вновь помазанных миром священников, хотя и не
решил вопроса о том, где это перемазывание должно делаться. Через несколько лет
Сергий добивается того, что только на Иргизе могут быть "исправляемы" и
снова принимаемы в "древлеправославную церковь" священники синодальной
церкви, фактически обеспечив Иргизу монополию на принятие и распределение
священников по всему поповскому старообрядческому миру240.
Все раскольники России устремляются теперь на Иргиз как в святое место241.
Сотни иноков, богато и с большим вкусом украшенные храмы, благолепное
богослужение, а главное — церковь, литургия, причастие, — привлекают сюда
благочестивых старообрядцев со всей России, которые теперь так же почитают эти
пять приволжских монастырей, как православные — Афон или Киевскую лавру242.
Колокольный звон—единственный в XVIII и начале XIX века колокольный звон
в старообрядческой церкви на всю Россию — встречал паломников и
сопровождал службы. В крестных ходах, опять же единственных старообрядческих
крестных ходах на всю Россию243, участвуют тысячи, если не десятки тысяч
старообрядцев, собирающихся в нижневолжскую степь.
Как сто пятьдесят лет тому назад, еще до того как "тень Антихриста
покрыла прежнюю святую Русь", молились по примеру московских святых и
святителей их прадеды — так и теперь собиравшиеся на Иргизе старообрядцы,
вспоминая те времена, истово и от всей души внимали песнопениям и возносили к Богу
свои молитвы. Нетрудно представить, какой религиозный энтузиазм и восторг
царил на этих церковных службах и крестных ходах. Казаки Урала, Дона и Терека
приезжали сюда целыми караванами. Гости из Москвы, верхневолжских городов,
238 Добротворский ИМ. Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих
монастырях... // Православный собеседник. 1857. № 2. С. 408.
239 Сборник для истории старообрядчества, изд. Н.И. Поповым. Т. 1. С. 213—216.
240 Добротворский И.М. Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих
монастырях... // Православный собеседник. 1857. № 2. С. 428.
241 Мельников П.И. Очерки поповщины // Поли. собр. соч. Т. 13. С. 245.
242 Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 64.
243 МВД. История. С. 74-75.
414