Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
8. Нижневолжские старообрядческие общины
же императором Павлом I, несомненно, способствовало приливу населения на
монастырские земли235. Уже во времена Екатерины чиновники, в том числе Иван
Серебряков, инициатор заселения саратовского края раскольниками, смотрели
сквозь пальцы на появление здесь беглых крестьян и раскольников из
внутренних областей России, хотя по закону только реэмигранты из Польши имели
право на получение земель и на освобождение от налогов и повинностей236.
Администрация понимала, что чем больше поселенцев осядет на новых землях, тем
скорее будет развиваться край и его хозяйство. Поэтому местное начальство
способствовало заселению иргизских земель и закрывало глаза на появление
там беглых крестьян. После законов Павла I и поощрительных мер Александра
I губернские власти стали относиться еще либеральнее к переселению на Иргиз
и Среднюю Волгу, и туда — под покровительство монастырей и влиятельных
миллионеров-раскольников — устремляется все больше и больше людей.
Территория иргизских монастырей и черноземные земли вокруг них больше всего
нравились переселенцам, так как в течение всего первого столетия Иргиза контроль
администрации был очень слаб, а удобство сообщений с другими
раскольничьими областями позволяло легко скрыться в опасную минуту.
Действительно, сообщению с казачьими областями и раскольничьими
поселениями Урала и Северной Волги служили самые удобные в России пути: вверх
по Иргизу шла дорога на реку Урал (Яик) к землям уральских казаков, которые
всегда твердо стояли за раскол. От монастырей до Уральска, центра Уральского
казачьего войска, не было и 150 верст. По Иргизу и притокам реки Урала,
немного севернее — по рекам Самаре, Кинелю и Бугуруслану дороги вели на
горно-промышленный Урал, находившийся под влиянием старообрядческих обществ,
раскольничьих горнопромышленников и управляющих заводами. Через Уральские
горы пролегал путь в Сибирь. Ниже по Волге начиналась дорога на Дон, тоже в
значительной степени старообрядческий, через Астрахань поддерживалась связь
с твердо преданными старому обряду гребенскими и кубанскими "линейными"
казаками. Путь вверх по Волге вел к старообрядческим центрам Средней и
Северной России. Таким образом, несмотря на свою отдаленность от политических
центров империи, Иргиз и саратовские города фактически находились в "узле",
где перекрещивались дороги из всех важнейших старообрядческих районов и, что
было особенно важно для Иргиза, из старообрядческих поповских районов.
Слава и духовное влияние Иргиза особенно выросли, когда Успенский
(позднее — Верхне-Спасо-Преображенский) монастырь возглавил игумен Сергий.
В миру Петр Юрашев, сын богатого московского купца, он участвовал в 1771 г.
в московских беспорядках, а по некоторым сведениям, даже был причастен к
убийству московского архиепископа Амвросия237. Боясь суда, бежал в Польшу,
откуда вернулся уже под монашеским именем Сергий, заявив, что покинул Россию
ребенком и не знает, кто его родители и каково его имя в миру. Из Польши
Сергий привез антиминс и походную церковь, и со времени его поселения на Ирги-
зе здесь начинаются первые в России регулярные церковные старообрядческие
службы со священником, в том числе и литургия, впервые после ста лет
перерыва давшая возможность причащаться жаждавшим нормальной церковной жизни
старообрядцам. Походная церковь вскоре превращается в богатейший каменный
235 Указ Павла I от 31 августа 1797 г., см.: Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. С. 167.
236 Державин Г.Р. Сочинения. СПб., 1876. Т. VI. С. 442.
237 Макарий (Булгаков). История русского раскола... С. 347.
413