Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
ность, умеренное и невраждебное отношение к властям и государству, умение
пользоваться связями и влиять из далеких и затерянных заволжских степей на
жизнь своих одноверцев и деловых партнеров в столицах очень характерны как
для Вольских, хвалынских и саратовских негоциантов-капиталистов, так и для
иргизских настоятелей.
Река Иргиз, земли по обоим берегам которой старообрядцы получили в 1762 г.
от "матушки" Екатерины, впадает в Волгу как раз напротив города Вольска, а
езды от Вольска до монастырей всего лишь несколько десятков верст, что
делало связь этих — монастырского и капиталистического — центров очень удобной.
Основателем иргизской монастырской "колонии", по своей структуре во
многом похожей на афонское сообщество монастырей, был некий инок Авраамий,
сам уроженец нижневолжского края. В царствование Елизаветы он эмигрировал
в Польшу, но в 1762 г., тотчас после провозглашения веротерпимости в России,
вернулся в родной ему саратовский край и вместе с 12 другими
иноками-реэмигрантами из Польши основал скит на реке Иргиз, позже прославившийся как Нижне-
Воскресенский монастырь. За ним последовали другие иноки, бывшие русские
эмигранты в Польшу: монах Исаакий с 25 иноками положили начало обители,
позднее получившей название Верхне-Спасо-Преображенской; инокини
Маргарита и мать Анфиса стали основательницами Покровской и Средне-Успенской
обителей; священноинок Пахомий и инок Филарет в 1764 г. приступили к
строительству Средне-Никольского монастыря. Все эти основатели монастырей, выходцы
из старообрядческих колоний в Польше, возвращались оттуда с немалым числом
иноков и уже в первые годы после основания этих трех мужских и двух женских
обителей общее число их насельников достигало ста человек232. В годы
Пугачевского восстания — спустя всего десять лет после основания Иргизских
обителей —местные монахи и в особенности священноинок Филарет из
Средне-Никольского скита, давший приют Пугачеву незадолго до его появления на Яике, были
значительно скомпрометированы своей близостью к этому революционному
движению, состоявшему в основном из раскольников, казаков и мусульман233. Но
правительство Екатерины II проявило мудрую терпимость в отношении
старообрядцев и не стало возлагать ответственность за выступления нескольких
нетерпимых фанатиков на все это в целом спокойное и уже много сделавшее для
заселения русских окраин население.
Пять старообрядческих монастырей по реке Иргиз к концу XVIII века
стали центром земледельческой колонизации саратовского Заволжья. Обители
располагали большим количеством земли, которую сами обрабатывали и на которой
получали богатейшие урожаи. Благорасположение к Иргизу императора Павла I
особенно способствовало хозяйственному процветанию монастырей. По закону
1801 г. за обителями Иргиза было закреплено 10 977 десятин плодороднейшей
земли. Население монастырей увеличилось настолько, что в 1810 г. здесь
проживало около 3000 старообрядческих иноков, инокинь и непостриженных
послушников, искавших духовного утешения и спокойствия в монастырских стенах234.
Освобождение всего населения обителей от рекрутского набора, дарованное тем
232 Добротворский И.М. Исторические сведения об иргизских мнимо-старообрядческих
монастырях, до обращения их к единоверию // Православный собеседник. 1857. № 2. С. 383—385.
233 См. показания Пугачева о его сношениях с Филаретом: Допросы Пугачеву // ЧОИДР. 1858.
Т. 2. Отд. 2. С. 6.
234 МВД. История. С. 213.
412