Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
6. Выг — поморский оплот раскола
делял работы и наблюдал, чтобы деятельность администрации и братии
проходила в согласии с намеченным планом и чтобы "соборное установление все
неизменно сохраняли"|38.
По административному устройству выговская поморская и невельская федо-
сеевская общины очень напоминали православные монастыри, и даже
формально вся их жизнь регулировалась монастырским уставом св. Василия Великого139.
Молитва была основной частью их жизни, и хотя по будним дням службы не
были очень длинны, зато по праздникам иногда достигали 7—9 часов. Даже за
трапезой пелись псалмы и читались духовные тексты, как это обычно делалось и в
строгих православных монастырях. От всех насельников требовалось
безусловные безбрачие и целомудрие. Все имущество было общее, и никто не получал за
работу никакого вознаграждения, кроме одинаковой для всех трапезы и крова.
Личное имущество отдавалось в общину при поступлении в нее140. Все работали
во славу Господа и церкви, и вознаграждением было "от милосердного Бога
воздаяние, а от церкви же и Выговского собора благословение и молитвы",41.
Послушание жителей распоряжениям собора, административным органам и лицам
монастыря как в работе, так и в других вопросах жизни требовалось
принципиально безусловное. Все носили одинаковую одежду — длинные черные кафтаны
и сарафаны с серебряными пуговицами. Но было и очень большое
принципиальное различие между этими коммунитарными общинами и настоящими
православными монастырями.
Нормальная, обычная жизнь православного—в миру, и основой
православной общественной жизни является семья. Недаром даже протопоп Аввакум,
человек очень строгой жизни и большой моралист и молитвенник, пишет попу
Исидору: "Не браки Христос возбраняя, рече, но безстудство и сластолюбие.., а
с нами совокуплятся с законными не возбраняй", — и ссылается на авторитет
апостолов, и особенно апостола Павла142. Жизнь в монастыре была для
православного исключением, и только призванные к постоянной молитве и давшие обет
безбрачия добровольно шли в монахи. Для беспоповцев положение было совершенно
иным, и жизнь в безбрачии для них из-за догматической невозможности брака
была теоретически обязательна. Тем не менее настоящие постриженные монахи
составляли, да и то лишь вначале, небольшую часть общины, а многие
приходили туда даже с семьями, но жили не в обители, а в многочисленных окружавших
главную "киновию" скитах, хотя теоретически семейная жизнь была под
строжайшим запретом143.
Кроме того, по воззрениям строгих беспоповцев, сама жизнь в миру была
явлением греховным, ибо последнее время уже наступило и все должны жить уже не
для себя, а только для дела церкви. Жизнь в миру, как и сам мир, в любом случае
были греховны, так как отрывали верующего от веры и мыслей о спасении и
мешали ему подготовиться к неминуемому и очень близкому концу света. Поэтому,
138 Барсов Е.В. Уложение братьев Денисовых... С. 97.
139 Житие Феодосия... С. 78; Барсов H.H. Братья Андрей и Семен Денисовы: Эпизод из истории
русского раскола // Православное обозрение. 1865. № 9. С. 82.
140 Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века // ТКДА.
1866. Т. U.C. 177-178.
141 Барсов Е.В. Уложение братьев Денисовых... С. 95—96.
142 Первое послание к Коринфянам (7: 136); Аввакум. С. 941-943, 939.
143 Филиппов И. С. 121-122; Барсов Н.И. Андрей и Семен Денисовы // Православное обозрение.
1865. №9. С. 82.
393