Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
5. Первые федосеевские общины
не — а в принципе так было и позже — отдельные члены мира уходили из церкви
не в монастырь, как это мы наблюдаем в православии или католичестве, а
наоборот, всем членам религиозной общины предписываются монашеские правила
жизни — потому, что для них мира вне общины не существовало, и жить по-мир-
ски, с семьями, с общением с представителями других вероисповеданий было
невозможно. Вне общины все принадлежало миру антихриста. Везде — в храмах,
в домах, на торгах, на полях — печать антихриста, и вне федосеевской общины
возможны только грех и вечная погибель119.
Это первая большая беспоповская коммуна своей строгостью напоминает
Женеву времен последних лет Кальвина, когда чуть не все проявления
нормальной жизни почитались там за грех. Учение Кальвина было единственным путем
спасения в этом грешном мире. Ощущение предопределенности миссии
религиозной общины и ее исключительности, строжайшая дисциплина, столь
характерные для раннего кальвинизма, не были столь же ясно сформулированы Феодо-
сием и другими вождями русского беспоповства, но параллели несомненны.
Дуалистическое ощущение мира, учение пророка Даниила о царствах, примеры
ветхозаветной строгости подействовали на русских федосеевцев не меньше, чем
на французского создателя сурового протестантства. Не менее интересны и общие
элементы отношения к труду как к непременной части религиозного спасения.
Зато совершенно различно их отношение к вопросу собственности, хотя
необходимо отметить, что после смерти Феодосия примеры общей собственности в фе-
досеевских общинах очень редки, и беспоповцы обычно были отличными
коммерсантами, заботящимися не только об общине, но и о своих делах.
Невельская община Феодосия просуществовала недолго. В 1709 г. польские
солдаты разграбили все имущество федосеевцев и частично разрушили здания
общины; опасаясь дальнейших инцидентов, Феодосии вернулся в Россию, где
нашел покровителя в лице Меншикова. Можно полагать, что и первый его уход в
Польшу в значительной степени объяснялся желанием крепче и более
дисциплинированно держать свою общину в условиях безразличия Польши к распрям
в православной среде: в России Феодосию было гораздо труднее требовать
суровой дисциплины ввиду враждебного отношения правительства; малейшие распри
в среде общины могли привести к ее закрытию. Так, кстати, вскоре и случилось.
В 1710 г. по указу Петра I, выхлопотанному Меншиковым, Феодосии получил для
своей общины так называемую Ряпину Мызу у Пскова и перевел ее туда120. На
следующий год он поехал в Новгород для увещевания тамошней общины, но по
доносу был арестован распоряжением митрополита Иова. Сильно подорванное
здоровье Феодосия не выдержало ареста, и через несколько недель он
скончался в заточении121. Его общежительство немногим пережило его—новый донос,
сделанный в 1719 г., привел к закрытию общежительства в Ряпиной Мызе, и на
долгие десятилетия федосеевцы лишились единого руководства и единого центра122.
Только через пятьдесят с лишним лет плоды, посеянные Феодосием, снова
принесут обильные плоды, когда Илья Ковылин создаст новый, уже более мощный
центр движения в Москве123.
119 Смирнов П.С. История русского раскола... С. 95.
120 Синод. Акты. Т. 1. С. 435. № 386.
121 Иустинов П.Д. Федосеевщина при жизни ее основателя. С. 615.
122 Есипов Г.В. Раскольничьи дела... Т. I. С. 89.
123 <источник не указан>
389