Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
го или крестьянского происхождения. Единственный священник, упоминаемый
в списке, оказывается в оппозиции к этим основным руководителям
беспоповцев98. Так же и на Выге состав "учителей" явно показывает их связи с деревней и
городом. Указания, что создатель федосеевского толка был из дворянского рода,
а братья Денисовы — "Кальвины" поморского толка — из князей Мышецких,
вовсе не противоречат нашему определению руководства беспоповства. Они
де-факто тоже принадлежали к деревенскому или к низшему слою городского
населения. Уже их деды и даже прадеды не состояли в рядах служилого дворянства, а тем
более аристократии. Феодосии, основатель толка, названного по его имени, был
деревенский дьячок, а отец Денисовых вряд ли отличался от местных олонецких
мужиков чем-либо, помимо элементарного образования". Преемником
Денисовых на посту руководителя Выга был Иван Филиппов, стряпчий, то есть ходатай
по делам или местный частнопрактикующий юрист из государственных
крестьян100. В книге Ивана Филиппова, в 1730 г. описавшего Выговскую обитель, ее
жителей и окрестных скитников, упоминаются около 40 монахов разного
пострижения, но только 2 дьячка, 2 дворянина и 1 священник. Сотни прочих скитников
и насельников обители были из горожан или крестьян. Интересно, что никто из
дворян, монахов, ни даже священник не занимали никакого видного положения
в обители, и все ее руководители, включая Денисовых, Викулина, Прокофьева,
Филиппова и многих других, вышли из низшей городской или деревенской, то
есть не дворянской среды. Подсчет руководителей поморских общин в XVIII
веке показывает, что среди них были 21 купец, 30 мещан, 8 крестьян, 4
дворянина, 6 человек духовного звания—монахов и дьячков, один казак и двое бывших
военных. Таким образом, купечество и мещанство дали свыше 70 процентов всех
поморских наставников101. Среди рядовых последователей беспоповцев
преобладают не горожане, а крестьяне, и главными районами беспоповства в XVIII и XIX
веках были крестьянские области Севера.
Дворянство почти не принимает участия в русском старообрядческом
движении, которое с самого начала носит гораздо более демократический характер,
чем протестантство Запада, увлекшее за собой аристократию и дворянство тех
стран, где распространялось. Причиной этой разницы в социальном составе
старообрядчества и протестантизма, несомненно, стал теократический характер
русского раскола, который развился из культурной, политической и
идеологической оппозиции к секуляризации Руси. Секуляризационный лозунг
протестантизма помог дворянству овладеть землями монастырей и церквей и
освободиться от влияния духовенства. В России и движение боголюбцев, и старообрядчество
были направлены на усиление духовного влияния и боролись с секуляризацией
церкви. Поэтому русская аристократия и дворянство составили очень прочный
фронт против как теократических замашек Никона, так и боголюбцев с их
лозунгами усиления влияния церкви. Победа старообрядчества привела бы к
ослаблению дворянства, поддерживавшего культурные новшества и
империалистические настроения государства. В 1640—1650 гг. бояре, дворяне, воеводы и
администрация, состоявшая в массе своей из дворянства, выступают против бо-
98 Журавлев Л.И. Полное историческое известие... <страница не указана>.
99 Житие Феодосия... С. 73; Филиппов И. С. 98.
100 Филиппов И. С. 111.
101 Подсчет сделан по спискам книги: Любопытный П. Исторический словарь староверческой
церкви // ЧОИДР. 1863. Т. I. С. 123-177.
384