Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава I. ГЕОГРАФИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
рядчества. Взаимное ожесточение администрации и раскольников довольно
понятно. Старообрядцы, шедшие в далекую, неизвестную и суровую Сибирь,
были людьми наиболее упорными, решительными и не боявшимися борьбы и
трудностей жизни. Очевидно, личную свободу и свободу совести они ставили выше
привычной жизни в родных городах и деревнях и опасностей, которые
встречали их в новой дикой и пустынной стране.
Ссыльные раскольники тоже были из числа самых упорных, не желавших
раскаяться и подчиниться увещаниям. С другой стороны, в сибирскую
администрацию шли люди жесткие, стремившиеся быстро, любыми средствами составить
карьеру и приобрести богатство. Правительство со своим контролем было далеко,
а возможности произвола почти не ограничены. Поэтому столкновение
государства и церкви с расколом принимает в Сибири особенно резкий и суровый
характер. Самосжигания появляются здесь одновременно с гарями в Заволжье и на
севере России, и держатся необычайно упорно до самого конца XVIII века.
При ничтожном количестве русского населения в Сибири XVII века
многочисленность участников сибирских гарей поражает воображение. В первой же
гари, происшедшей в 1679 г. под водительством попа Дометиана—священника
монаха Данилы погибли 1700 человек, то есть 2 процента всего русского населения
Сибири75. Дальнейшие гари тоже приводят к гибели большого числа
старообрядцев, хотя и не достигают таких апокалиптических размеров. Во второй
Березовской гари гибнет несколько больше 1000 человек, а по другим подсчетам — до 1500
человек76.
Проповедники легко скрываются в бесконечных сибирских пространствах,
и некоторым, как Ивану Казанцу, удается проповедовать старую веру в течение
долгих лет. Казанец проповедовал 20 лет, хотя власти и пытались его поймать77.
Также очень долго и упорно ведет проповедь старой веры Федька Иноземец,
организовав на Тоболе целые старообрядческие поселения, которые долго
оставались неизвестными властям78. Такие тайные, йеизвестные правительству
поселения старообрядцами создавались постоянно, и даже во второй половине XIX
века было немало случаев открытия старинных, но долго существовавших
втайне от администрации старообрядческих сел. Например, в 1857— 1860 гг. в лесах
Восточной Сибири у реки Киринги было открыто тайное село Кирам с 114 душами
населения, и другое большое село в области Томска, и несколько тайных деревень,
заселенных раскольниками—на Алтае79. Борьба с расколом затруднялась тем,
что православное духовенство нередко симпатизировало старой вере и
предпочитало поддерживать старообрядцев, а не бороться с ними. Нередко
священники даже тайно или явно переходили в старую веру, а в самом начале раскола, в кон-
75 Дмитрий Ростовский. Розыск о раскольничьей брынской вере, о учении их, о делах их, и
изъявлении яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны. М., 1826. С. 580; Сыр-
цев И.Я. Самосожигательства сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. Тобольск, 1888;
Евфросин. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей // ПДП. 1895.
T. CVIII.C.036.
76 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 27—37 (Далее —
Филиппов И.); Яковлев Г. Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о
расколе беспоповщины. М., 1888. С. 149 (Лалее—Яковлев Г.).
77 Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе со второй пол. XVII в. до конца XVIII.
М., 1891. С. 14-16; Сырцев И.Я. Самосожигательства сибирских старообрядцев... С. 12.
78 Указ Верхотурского воеводы от 16 ноября 1682 г. //ДАИ. Т. XI. С. 162; <упоминание о Федке
Иноземцеве см. также: ДАИ. Т. X. С. 8—9. № 3 (после 11 мая 1682 г.—после 23 октября 1687 г.)>.
79 Русская мысль. 1882. Кн. V С. 199.
378