Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Первоначальные области распространения
начали здесь свою пропаганду. Затем в 1690 и 1700 гг. Феодосии, его сын Евстрат
и их последователи упорно боролись в Северо-Западной Руси за сердца и души
местного населения. Первые беспоповские большие соборы собирались в
самом Новгороде. С другой стороны, посылала сюда своих миссионеров Выговская
община, а Семен Денисов даже был арестован в Новгороде за распространение
старообрядчества. Посошков в начале 1700-х гг. писал, что "в Великом
Новгороде едва ли десятая часть населения православное" и что все остальные перешли
в раскол60.
Опять-таки ввиду особенностей беспоповщинского раскола очень трудно
определить точное количество его последователей на Северо-Западе. Историк
неизменно встречается с указаниями, что федосеевцы, которые преобладали
среди северо-западного старообрядчества, постоянно выдают себя за православных,
венчаются в храмах, крестят у священников своих детей и потом дома читают
очистительные молитвы61. Только самые упорные и пожилые из федосеевцев
официально записывались раскольниками и были зарегистрированы как таковые.
Согласно отчету Синода за 1886 г. в двух, Новгородской и Псковской, губерниях было
всего только 60 000 раскольников, но тот же отчет говорит о росте их числа и
отмечает, что цифры только показательны, но недостоверны62.
Калужская губерния
Четвертой важной, хотя и очень небольшой великорусской областью
раскола была Калужская губерния, особенно города Калуга и Боровск, где
раскольники с первых же дней раскола и до самой революции были очень сильны... В
Калуге в петровские времена все купцы и священники принадлежали к расколу, а
в конце XIX века муниципальное управление обоих городов все еще было
целиком в руках старообрядцев; например, в Боровске все гласные думы были
старообрядцы63.
Москва
В Москве, где в самом начале старообрядческого движения проповедь
сторонников старой веры нашла широкий отклик, сила раскола была сильно
подорвана петровскими стрелецкими казнями. Влияние стрельцов
распространилось и на более широкие круги консервативно настроенного населения. Очень
много старообрядцев бежало на Северную Украину и в Белоруссию, на Дон и Урал.
Как в XIX веке, так и в петровскую эпоху данные о численности старообрядцев
очень расходятся между собой. Так, в 1724 г., по сообщениям налогового
управления, раскольников было 258 человек, по данным Сената — 1106, а по
статистике церковного приказа — 1364. В Московском уезде в 1720 г. насчитывалось 5679
60 Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках, и новых
раскольниках, так называемых старообрядцах, о их учении, делах и разгласиях. СПб., 1799. С. 90,91 ; Смирнов ПС.
Внутренние вопросы в расколе в XVII веке: Исследование из начальной истории раскола по вновь
открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898. С. XVI, XVII; Житие Феодосия...
С. 78, 90; Посошков И. Т. Зерцало очевидное. Казань, 1895. С. 144.
61 См. о Пскове: МВД. История. С. 629, 121.
62 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева по
Ведомству православного исповедания за 1886 г. СПб., 1888. С. 157, 166 (ср. отчет на 1826 г.: МВД.
История. С. 158).
63 Синод. Акты. № 185. С. 332; № 296. Стб. 343, 348; № 305. С. 414, 416; Тихомиров И. Раскол в
пределах Калужской епархии. Прошлое и настоящее местного раскола. Калуга, 1900. С. 13—19;
Братское слово. 1895. Кн. 2. С. 157.
375