Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Глава I.
ГЕОГРАФИЯ
И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ РАСКОЛА
1. СТАТИСТИКА
Одним из первых вопросов, с которым встречается исследователь раскола,
является вопрос определения численности старообрядцев в России. Конечно, ввиду
отсутствия в Советском Союзе статистики религиозных организаций и
принадлежности к тем или другим вероисповеданиям, мы не можем определить
количество старообрядцев в нынешней России. Квакеры, бывшие в России в
1956 г., сообщали, что по подсчетам старообрядческих организаций общее
число старообрядцев в Советском Союзе—около 20 миллионов, но, конечно, эти
данные не могут считаться вполне достоверными. К сожалению, немногим лучше
дело обстоит с подсчетом старообрядцев и в дореволюционное время. Начиная со
времени Петра, когда были произведены первые подсчеты, вся статистика
раскола была основана на необычайно шатких данных. Ввиду тяжелых гонений,
которым старообрядцы подвергались со стороны властей, они, естественно, не
хотели признаваться в своей принадлежности к старой вере. Даже когда Петр I
ввел закон о регистрации раскольников, в результате которой "записные"
раскольники получали нечто вроде полулегального существования, мало кто из
старообрядцев регистрировался в правительственных учреждениях.
Категория "записных" раскольников была создана законом 8 февраля 1716
г., неоднократно подтвержденным последующими указами17. Закон предписывал
регистрацию старообрядцев, обложение их двойным налогом и за это давал им
видимость полуофициального признания их веры. Но старообрядцы были
испуганы предыдущими преследованиями и не желали подвергать себя
возможности дальнейших гонений, гласно и письменно заявляя о своей преданности
старой вере. Помимо этого они предпочитали избегать бесконечных убеждений
миссионеров и вымогательств администрации, так что мало кто из них решался
на регистрацию. Например, в 1724 г. в Москве только 304 богатых купца — из
числа тех, кто, видимо, рассчитывал, что сможет откупится от гонений и увещаний —
заявили о том, что они старообрядцы18. По всей вероятности, более точны были
"приблизительные подсчеты" епархиальных и гражданских администраторов.
Так, например, нижегородский владыка Питирим в 1722 г. сообщал, что в его
насчитывавшей всего лишь 437000 жителей епархии около 200000 раскольников,
то есть почти половина населения19.
l7nC3.T.V.№2991.C. 196.
18 История Москвы. Т. 2: Период феодализма XVII в. М., 1953. С. 307.
19 Верховский П. В. Т. 2. С. 116; Синод. Акты. Т. VI. Стб. 115—125; Есипов Г.В. Раскольничьи
дела... Т. II. С. 219. Собрание правительственных постановлений по части раскола. Том первый.
Постановления Министерства внутренних дел. Вып. 1. Лондон, 1863. С. 3-4 (далее—МВД. Собрание).
365