Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Социальная структура и жизнь
атаманы во главе с Платовым всегда бережно относились к старообрядческой
церкви и традиции.
Движение раскола началось и поныне остается чисто великорусским
народным явлением. Основная масса старообрядцев проживала и проживает на
территории старой Великороссии, бывшего Московского царства и на землях,
заселенных позже почти исключительно великорусским населением. Многочисленные
и сильные старообрядческие общины в Польше, на Украине, в Белоруссии,
Прибалтике, Турции, Австрии, Румынии были целиком великорусского
происхождения и прозелитизмом среди невеликоруссов не занимались. Случаи перехода в
старообрядчество невеликоруссов, например белорусов, украинцев, вотяков, мордвы,
известны (например, совращение хохлов3). Среди последователей Феодосия
можно найти немало западноруссов и даже поляков4. Но число подобных случаев
ничтожно, что и понятно: старообрядчество было движением защиты великорусских
церковных принципов против иностранных еретических влияний и связано с
идеей исключительной миссии русского Московского (то есть великорусского)
православного царства.
Тесная связь старообрядчества, особенно его поповской ветви, с движением
боголюбцев видна из того, что Верхнее Поволжье, где началось движение боголюб-
цев, с самых ранних времен раскола стало главной областью почти сплошь
старообрядческого населения. Нижний Новгород, Романов-Борисоглебск, Кострома,
Ярославль, Керженские леса—все это районы сплошного старообрядческого
заселения. Здесь проповедовали Неронов и Аввакум, их друзья-боголюбцы, и здесь
еще и теперь, в 1950-х гг., старообрядчество держится необычайно упорно5.
В 1666 г. на своем пути в Москву патриархи Паисий и Макарий отмечали здесь
большое количество "ослушников" церкви6. Посланный в Нижний Новгород
епископ Филарет нашел всю епархию зараженной расколом7. Очень помог
расколу митрополит Исайя (1699—1707), сам оказавшийся его тайным сторонником
и отстраненный по доносу Мусина-Пушкина8. В 1720-х гг. алатырский воевода
князь М.Б. Мещерский, муромский воевода В. Кафтырев и несколько позже
казанский губернатор Артемий Волынский поддерживали староверов9. Деятельность
Керженца, ставшего старообрядческим центром с самого начала раскола,
свидетельствовала о симпатиях населения к старой вере, а в 1718 г. новгородский
епископ Питирим исчислял число раскольников в Нижегородской епархии в 200 000
человек10, из них только 40 000 официально зарегистрированных11. Так как муж-
3 Лилеев М.И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII
веков. Киев, 1893. С. 116.
4 Житие Феодосия Васильева, основателя феодосиевского согласия, написанное сыном его, Ев-
стратом, в 7250-м году // ЧОИДР. 1869. Кн. 2. С. 78, 80; Описание документов и дел, хранящихся в
архиве св. прав. Синода. Т. 1. СПб., 1868. С. 434 (Далее—Синод. Акты).
5 Шатуновский И. Дурной глаз // Комсомольская правда. 18 декабря 1953 г.
6 Pascal P. Awakum et les debuts du Raskol. La Crise religieuse au XVII siècle en Russie. Paris, 1938.
P. 448.
I Аристов Н.Я. Раскол в Симбирской губернии. Исторический очерк// Православный
собеседник. 1877. T. I.C. 32.
8 Там же.
9 Там же.
10 Там же. С. 33-35; Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII столетия. Т. II. СПб., 1863. С. 274.
II Первое предложение Питирима// Верховский П.В. Учреждение Духовной коллегии и
Духовный регламент. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1916. С. 117-118 (Далее—Верховский П.В.); Есипов Т.В.
Раскольничьи дела... Т. II. С. 219; Синод. Акты. Т. VI, стб. 425 <в последнем издании указана численность
122 тысячи человек>.
363