Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. ПРЕДИСЛОВИЕ
В конце XVIII века в самой Москве образовалось два очень влиятельных
старообрядческих центра: поповское Рогожское кладбище и беспоповское Преоб-
раженское кладбище. Они назывались "кладбищами" потому, что
первоначальное разрешение властей дано было только на кладбище для похорон
старообрядцев—жертв холеры в 1790-х гг., но там очень скоро были созданы
монастыри, дома для престарелых и сирот и,
наконец,—полуофициально—старообрядческие церкви. В первой половине XIX века Рогожское и Преображенское
поселения стали главными капиталистическими, финансовыми, промышленными
и торговыми узлами России.
На Урале еще при Петре Первом старообрядцы создали колоссальную
горную и железоделательную промышленность. В 1702 г. Петр передал казенный
завод в руки тульского промышленника Никиты Демидова, который, хотя
официально и не был старовером, но тем не менее широко поддерживал староверческие
центры на Выге и на Волге и принимал в качестве руководителей-"технократов"
своих предприятий исключительно староверов. Вскоре Демидов и его семья
стали крупнейшими предпринимателями железного дела на Урале. В 1736 г. из 53
крупных заводов на Урале 22 принадлежали Демидовым, в XVIII и начале XIX
века считавшимся богатейшими людьми Российской империи. Другие заводы на
Урале тоже принимали в качестве как директоров и технократов горного и
металлургического дела почти исключительно староверов. Они настолько преуспели,
что к 1790-м гг. Россия производила больше железа, чем Англия, и даже
вывозила свое железо в Англию и другие страны.
Переселение на восток помогало староверам избежать более строгого
правительственного контроля, а имея колоссальные по тем временам средства, они
справлялись и с пристальным вниманием местных властей. Не менее успешно, чем
на Поволжье и Урале, староверы действовали и в Сибири. Там первые успехи в
деле распространения старой веры сделал еще протопоп Аввакум во время своей
сибирской ссылки в 1650-х гг. Его последователи продолжали его проповедь в этом
еще мало освоенном Россией краю, и поэтому тамошние дельцы также в массе
принадлежали к старой вере. Религиозная общность с дельцами Волги, Урала, а
с начала XIX века и с Рогожским и Преображенским кладбищами в Москве очень
облегчала их деятельность. С конца XVIII века повсюду, и в Москве и в
Петербурге, были "их" люди, которых они знали, вместе с которыми "полускрывались" от
правительства и с которыми придерживались одного понимания веры и жизни.
В этом отношении русских староверов можно сравнить с гугенотами Франции,
которые до Нантского эдикта в значительной степени господствовали в
экономике Франции. Как теперь указывают некоторые социологи, невозможность и
затрудненность бюрократической или военной карьеры для членов той или иной
конфессиональной группы ведут их по пути хозяйственной деятельности.
Новая страница в истории староверческой эмиграции началась в XX веке,
когда староверы стали переселяться за океан. Еще до войны 1914—1918 гг.
несколько тысяч староверов переселилось из Курляндии в Соединенные Штаты, где они
осели по преимуществу в Пенсильвании, в частности в городах Ири и Марион.
После революции и во время Гражданской войны много староверов из
Европейской России также эмигрировало на Запад, по преимуществу во Францию и в
Америку. С востока России, с Урала и из Сибири, немало старообрядцев ушло в
Китай, откуда, когда коммунисты захватили там власть в конце 1940-х и в 1950-х гг.,
они перебрались: часть—в Соединенные Штаты, часть—в Австралию и Бразилию.
360