Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Почему и как старообрядцы отошли от русской государственной церкви
XVII века? Это произошло в 1650—1660 гг., когда патриарх Никон весьма
необдуманно и авторитарно, не считаясь часто с голосом всей церкви, начал
изменять старорусские обряды, переделывая их на новогреческий обряд XVII века.
В 1652 г., следуя советам греков, мало понимавших в истории своего же
православного обряда, он постановил оставить древнее двуперстное крестное
знамение и заменить его новым греческим трехперстным. Помимо этого Никон ввел
и ряд других изменений в обряд и в церковную службу. Он не сознавал, что ни
русские, ни греки, ни сам Никон не знали истории и происхождения ряда
церковных обрядов и истории литургики. Авторитарный и упрямый патриарх
Никон смог убедить царя и большинство иерархов зависевшего от него
епископата, что его нововведения являлись лишь исправлением ошибок, сделанных
русскими в течение ряда веков. В 1666—1667 гг. сначала русский церковный
собор, затем и полувселенский собор, в котором доминировали ближневосточные
патриархи, подтвердили правильность никоновских перемен и отлучили от
церкви тех, кто не хотел переменить традиционный старорусский обряд и
двуперстное крестное знамение на новые. Очень значительная часть клира,
монахов и прихожан не пошли за постановлениями собора, продолжали
придерживаться старого обряда и за это были исключены из церкви. Эти традиционалисты
или, как они себя называли, староверы или старообрядцы, подверглись
преследованиям со стороны правительства и иерархии и, избегая наказаний и
преследования, стали уходить из центра страны и городов в менее доступные
контролю властей части страны. Это движение началось уже в конце XVII века, особенно
усилилось после казни в 1682 г. в Пустозерске на северо-востоке Европейской
России духовных властей старообрядчества—протопопа Аввакума и его
сотоварищей: инока Епифания, дьякона Федора, священника Лазаря.
Север
Это движение из центров и больших городов прежде всего охватило север
России. Там главным образом были активны так называемые беспоповцы, то есть
те староверы, которые считали, что после собора 1667 г. благодать в церкви
иссякла, таинства и посвящения священников стали невозможны и поэтому надо
находить пути спасения без священства и таинств. Наиболее радикальные из них
считали, что вообще настоящая христианская жизнь стала невозможна и
поэтому надо уходить из жизни. Это они и делали, сжигая себя большими группами
под священные песнопения. Менее радикальные, считая, что священство
невозможно, начали основывать свои полумонашеские общины.
Уже в 1690-х гг. на реке Выг, между Онежским озером и Белым морем,
образовалось такое первое, позже ставшее многотысячным, полумонастырское
поселение, которое в начале XVIII века, при братьях Денисовых, стало наиболее
влиятельным старообрядческим центром в России.
На северо-западе центром старообрядчества стал сначала Новгород, где
некий Феодосии Васильев развил духовно весьма радикальное движение так
называемых беспоповцев-"федосеевцев". Когда местные власти начали их
преследовать, то Феодосии Васильев в 1696 г. ушел за границу в северо-западные районы
заселенной русскими Литвы, в частности в Невель, который и стал важным фе-
досеевским центром на долгие годы. Вокруг Невеля стало селиться все больше
357