Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
иболее ярко выделяются две черты этого нового течения: эти сектанты были ду-
хомольцы, то есть мистики, и у них были лже-христомужи, или пророки,
называвшие себя Христом или Богом. Уже неоднократно цитируемый в этой работе
В. Фролов, который тоже ознакомился с христовцами около 1700-го года,
почти что при самом зарождении их секты, и затем наблюдал их в разных местах
России, дает, как всегда, краткую, но систематическую характеристику их
богословия, которое он по имени вожака одного из христовских "кораблей", или общин,
называет Наговщиной.
Схематизируя учение христовской секты, Фролов пишет: "Сия же их
пакостная ересь:
1) иконам не поклоняется
2) своему учителю Ивану честь и поклон отдает, подобный яко Христу
3) руку его целовали яко Христу
4) свещи перед ним вжигали
5) девку имели некую скверную за Богородицу
6) за 12 апостолов имели мужиков простых
7) ядуще нощию тайно от людей
8) во одной келий темной жил мужеск пол и женск...
9) сей Иван Нагой дивы некия несказанныя мерзкия показоваше своим
последователем, страшно иже писати..."261
Фролов отмечал, что помимо тех общин, которые он наблюдал в
Касимовском уезде Рязанщины, движение христовцев распространилось на Балахонский
уезд нижегородских пределов, на Онежский край, и что христовцы "яко жиды"
бегут от правительственных преследований "в разные страны и украйны",
распространяя и там свою ересь262.
Точная духовная история и происхождение христовщины все же остаются не
вполне ясными. Полагают, что ее основателем был некий Данила Филипов,
живший в последней трети XVII века в Костроме и выдававший себя за "бога
Саваофа"263. В то же время в Москве во главе этого учения стоял "христос" Иван
Тимофеевич Суслов, в доме которого была и первая известная "сионская горница". В
этих "сионских горницах", или храмах Божьих людей, как сами себя называют
христовцы, обычно происходят радения, на которые, видимо, намекал и Фролов,
говоря о "дивах некоторых несказанных мерзких". Радения—это
непериодически созываемые собрания общины, или "корабля" Божьих людей, во время
которых после песнопений и молитв экзальтированные последователи секты
начинали кружиться, пророчествовать и, как вслед за Фроловым уверяли официальные
миссионеры церкви, власти и другие несочувствовавшие секте наблюдатели,
даже предавались оргиям, которые истолковывались самими христовцами как
часть религиозного экстаза и мистического общения между "христом",
"Саваофом", "богородицей" и другими членами "корабля"264.
261 Фролов В. Указ. соч. С. 480—481
262 Там же. С. 482.
263 По хлыстовским преданиям, Данила Филиппов принял на себя имя Христа-Искупителя уже
в 1649 году. См.: Андреев В.В. Указ. соч. С. 267.
264 Липранди И.П. Краткое обозрение истории существующих в России расколов, ересей и сект
как в религиозном, так и в политическом их значении. Лейпциг, 1900. С. 36 и ел.; Милюков П.Н. Указ.
соч. Т. U.C. 118-121.
344