Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
42. Западные влияния. Христовщина
учения, которые не следовали иконопочитанию как неправославные и западно-
еретические, протопоп писал Ионе в середине 70-х годов: "А иже держат
Евангелие и Апостол, а святые иконы отмещут, то явные фряги [то есть западного
учения] есть, сиречь немцы. И их вера такова: не приемлют святых семь собор[ов],
ниже словес святых отец, ни иконного поклонения, но токмо Апостол и
Евангелие, и евангелики глаголются, також лютерцы и кальвинцы. Священнический сан,
иноческий отринувше; и баба и робя умеюще грамоте, то и поп у них". Не имея
в своем далеком Пустозерске точной информации, Аввакум прежде всего
обратил внимание на непоклонение иконам и наставничество женщин, которое
было характерно для христовцев, имевших не только своих "христов" и
"Саваофов", но и "богородиц". Кроме того, Аввакум в своем послании предупреждал
своих "верных" не только об опасностях христовской проповеди, но и выступал
против учения протестантов, будь они последователи сект мистического или
рационалистического склада.
Непочитание икон христовцами отмечал и Евфросин, который тоже
наблюдал эту новую секту и в Павловом Перевозе, и в северной части
Костромского края, где он боролся с беспоповскими самосжигателями. Как всегда, чередуя
несколько тяжеловесный стиль богословских рассуждений с иронической
рифмой скоморошьего типа, Евфросин оплакивал раскол внутри самих
противников никонианских новшеств:
Егда же время вознешеся в долготу,
и гонения распростреся в широту,
быть возмущение и меж гонимыми не мало:
но в различные толки рассекоша себя сами...
вси любят зватися староверцы,
а иные посреди обретаются зловерцы,
...яко ж Костромские лже-христомужи...
окоянии ж их пророцы,
пагубы внуцы,
Павлова ж перевозу духомолцы
и иконоборцы259.
В другом месте своего "Отразительного письма" Евфросин еще резче громил
павловских и костромских "лже-христомужей":
Павловцы-иконоборцы,
проклятии поганцы,
и есть и будут и бусорманы,
а не христиане.
Костромичи лже-христовцы,
мерзостнее и проклятее,
и да никто от христиан,
дерзнет их, врагов, христианами звати260.
Из резких характеристик, данных Кириком и Евфросином, которые сами
могли наблюдать христовцев и непосредственно ознакомиться с их христологией, на-
259 Евфросин. Указ. соч. С. 9.
260 Там же. С. 97.
343