Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4L Расколы внутри беспоповщины. Нетовщина
Несмотря на многочисленность крупных и мелких старообрядческих
согласий, число которых умножалось чуть ли не с каждым годом, в начале этого века,
незадолго до революции 1917 года, сами старообрядцы насчитывали шесть
основных фуппировок сторонников двуперстного знамения и древлего предания. Это
были:
1. Поповцы, которые, в свою очередь, делились на мощное белокриницкое
согласие, которое в 1846 году восстановило свой епископат и в котором перед
революцией было больше половины всех старообрядцев с шестью или десятью
миллионами прихожан; на беглопоповцев, продолжавших принимать иереев из
"российской" церкви; и наконец на т. н. часовенных, которые были остатками тех
поповцев, которые во времена старообрядческого погрома, предпринятого
Николаем I, оказались без священников и с тех пор, считаясь формально
половцами, фактически остались без иереев.
2. Поморцы или новопоморцы, которые с конца XVIII века снова вернулись
к принципиальному признанию необходимости брака и наставники которых
давали благословение новоженам (полтора-два миллиона).
3. Старопоморцы и федосеевцы, не приемлющие брака, но фактически
восстановившие семью в своих общинах. Часть их все же сопротивлялась всем
попыткам восстановить семейное начало в своих общинах (два —два с половиной
миллиона).
4. Филипповцы, не признававшие брака (общее число незначительно,
несколько десятков, может быть, сто тысяч).
5. Бегуны-самокрещенцы, слившиеся с другими мелкими радикальными
толками. (Число последователей не поддавалось учету, но вряд ли превосходило
тысячи или немногие десятки тысяч.)
6. Нетовщина, или Спасово согласие, признавали брак в
"великороссийской" церкви как регистрацию легального состояния (от одного до двух
миллионов; ввиду их религиозной индифферентности нетовцы особенно трудно
поддавались учету)255.
42. ЗАПАДНЫЕ ВЛИЯНИЯ. ХРИСТОВЩИНА
Помимо этих старообрядческих группировок, которые в основе все вели свое
начало от великого раскола русской церкви в середине XVII века, почти
одновременно, но независимо от старообрядчества зародилось и другое религиозное
движение, возникшее, видимо, под влиянием западной мистической мысли и
укрепившееся в стране уже в третьей четверти того же, XVII века ввиду ослабления
дисциплины и надзора церкви над паствой во время происходившей тогда на
Руси религиозной смуты. Обрядовый и идеологический элементы мышления, столь
характерные для старообрядчества, не играли роли в этом движении, ставшем
известным под именем христовщины, а позже прозванным хлыстовщиной.
Самые ранние сведения о зарождении этой мистической, неправославного
типа секты можно встретить уже в конце 1670-х годов в писаниях дьякона Фео-
дора, инока Авраамия (в миру юродивого Афанасия) и протопопа Аввакума. В сво-
255 Основные линии этой классификации взяты из старообрядческого журнала. См.: Церковь.
1910. № 103.
341