Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
40. Поморское беспоповство и Денисовы
Этим Денисов еще раз подтверждал, что расхождение было основано на
исправлении книг. В этом отношении позиция Денисова и Выга была близка к по-
повцам, с которыми они поддерживали добрые отношения и которым, в
частности дьякону Александру со Стародубья, они, поморцы, помогали составлять
ответы на богословские запросы, данные епископом Питиримом, миссионером
"российской" церкви231.
Вера в священство и сотрудничество поморцев с поповцами зашли так
далеко, что в 1730-х годах выговцы вместе с ветковцами послали своих "послов" для
поисков епископа древлего православия, который бы смог восстановить всю
полноту староверческой иерархии в церкви. Ученик Андрея Иродионов,
впоследствии изменивший своему учителю и ушедший в православие, даже уверял, что
Андрей перед своей смертью собирался перейти в "поповщинскую ересь, но
внезапно суд Божий его постиг"232.
Несмотря на примирительную богословскую позицию в вопросе благодати,
священства и таинств, сам Андрей Денисов все же так и остался беспоповцем и
не признавал новопосвященных иереев. "Новостех каких от никоновского
времени в церкви введенных сомневаемся и опасаемся",—открыто заявлял он в
своих "Поморских ответах", говоря о "никонианской церкви"233. Признавая
возможность иерархии, он считал, что и без иерархии церковь может существовать.
"Церковь Божия не стены и покров, а вера и жизнь"234,—повторял он, слегка
видоизменяя слова Иоанна Златоуста. Как отметил в своем исследовании
"Поморских ответов" о. Иоанн Хризостомос, у Иоанна Златоуста было еще одно слово
в этой фразе, которую следует читать: "Церковь Божия не только стены и покров,
но вера и жизнь". Видимо, нарочно забывая слова "не только", Андрей
старался показать, что, по мнению Златоуста, иерархия церкви и возглавление
верующих не так важны, как вера и сама церковная жизнь235.
Отношение Андрея и его современников-поморцев к таинству евхаристии
было такое же, как и к священству. Таинство причастия возможно и нужно, но
сейчас нет возможности выполнять его ввиду отсутствия правильных
священнослужителей. В 104-м ответе236 различаются три вида причащающихся:
1. Причащающиеся, которые принимают св. Дары с благоговением из рук
священника.
2. Духовно причащающиеся — те, которые страстно желают причаститься, но,
не имея возможности получить св. Дары, все же мистически общаются с Христом.
Денисов приводит в пример ряд святых, которые мистически так причащались:
Мария Египетская, св. Феоктиста, преп. Петр Афонский и др. В подтверждение
своего учения Денисов приводит слова св. Киприана, который указывал, что люди
благочестивой жизни спасутся и не имея возможности получить св. Дары, а только
духовно общаясь с Господом Богом. Так, по его мнению, поступают и
старообрядцы-беспоповцы, не имеющие пока возможности иметь священников и всю пол-
231 См.: Ответы Александра диакона (на Керженце), поданные нижегородскому епископу Пи-
тириму в 1719 г. Нижний Новгород, 1906. Лл. 1—4 и ел.
232 Иродионов А. Протоиерея Алексея Иродионова сочинения о расколе. М., 1885. С. 18.
233 Поморские ответы. Л. 467.
234 Там же. Лл. 25, 26.
235 Johannes Chrysostomos. Die Pomorskie Otwjety. S. 80, 121; MigneJ.P. Patrologiae cursus
computus. Series Grecae. Paris. Vol. LH. P. 397.
236 Поморские ответы. Лл. 364—368 (ответ 104).
333