Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
мневаясь в православии своего склонного к поощрению еретиков монарха
Ивана III, предпочитал говорить в своем "Просветителе" не столько о православном
царе, как о русской земле, которая "ныне всех благочестием одоле"226, и хотел
превратить Русь в почти монастырскую теократию. Но судьба не дала Денисовым
возможности не только вернуть Россию к старой вере, но даже и объединить самих
старообрядцев в одну церковь.
Картина Руси — второго рая, нарисованная Денисовым, относилась,
конечно, только к той Руси, какой она была до Никона и царя Алексея Михайловича.
Это благочестивое, подлинно православное положение церкви было нарушено
Никоном и его клевретами, которые начали переделывать уставы и молитвы на
свой лад227. Но несмотря на искушение единства, старообрядцы остались, по
мнению Денисова, верными старому благочестию, ничего нового не создавали и
ничего старого не нарушали. Объясняя, почему старообрядцы не могут
соединиться с "российской церковью", Андрей писал:
приобщения нынешния российския церкви опасаемся
не церковных собраний гнушаюшеся,
не тайнодействий церковных ненавидюще
но
новин церковных опасающеся,
древлецерковные заповеданья соблюдающе,
да
под древлецерковные запрещения не попадем опасаемся,
с новоположенными клятвами и порицаниями
древлецерковного содержания согласиться ужасаемся
...сего ради несми расколотворцы228.
В этом заявлении Денисов указывал, что он не отрицал ни теоретической
возможности существования священства, ни правильности исполнения ими
таинств, но что за отсутствием правильного священства в русской церкви
старообрядцы не могут обращаться к нему. Старых же, служивших по дониконовским
книгам священников поморцы все же признавали, и некий "черный поп" Паф-
нутий с Соловков в течение нескольких лет служил на Выге229. В 1714 году
Андрей еще яснее высказал свой взгляд на священство в письме к новгородскому
митрополиту Иову: "Аще бы совершалися преданья, чины и уставы по старопечатным
книгам, то ни один старообрядец в своем упрямстве бы ни пребыл, но вси с
веселием вашего архиерейства стопы лобызали"230.
226 Иосиф Волоцкий. Просветитель. С. 30. Отец И. Хризостомос {Johannes Chrysostomos[Blaskevic].
Die Pomorskie Olvety als Denkmal der Anschaung der russischen Altgläubigen der I Viertel des XVIII Jhrht.
Roma, 1959. S. 172—173), автор нового, серьезного исследования "Поморских ответов" полагает, что
А. Денисов воздерживался от развития темы об Антихристе, чтобы не раздражать власти.
Несомненно, тактическое умалчивание было вполне в духе Андрея Денисова, но автору этой книги кажется,
что именно в этом вопросе об Антихристе, священстве и таинствах Андрей был искренен и, считая,
что "российская" церковь впала в ересь, все же верил в существование подлинного священства, в
чем он расходился с федосеевцами и более поздними филипповцами и бегунами. Иначе Выг не
принял бы участия в поисках "православного" архиерея. См. выше эту же главу и дальше здесь же.
227 Поморские ответы. Введение. Л. 1£.
228 Там же. Л. 45 (изд. 1881 г.).
229 Филиппов И. Указ. соч. С. 107.
230 Письмо А. Денисова, 25 мая 1714 г. См.: Христианское чтение. 1910. С. 44.
332