Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
40. Поморское беспоповство и Денисовы
В последние годы своей жизни Игнатий обосновался на небольшом
острове на Capo-озере, недалеко от Онеги, где вместе с ним подвизались в строгой
аскезе и некоторые из его последователей. В 1684 году с северо-западного берега
Онежского озера в этот скит экклезиарха пришел некий Данила Викулин (1653—
1733)208, дьячок Шуньгского погоста, который после самосожжения Игнатия в Па-
леостровском монастыре, происшедшем 4 марта 1687 года, стал во главе Саро-озер-
ского общежития209. Через четыре года после смерти Игнатия к Викулинскому
общежитию присоединился Андрей Денисов, которого старообрядцы считали
одним из последних отпрысков рода князей Мышецких. Судьба уготовила Андрею
Денисову исключительное положение в старообрядческом движении. В конце XVII
и начале XVIII века Андрей выдвинулся не только как самый выдающийся
представитель старообрядческой мысли и организатор мощной сети "поморской"
беспоповщины, но и как первый русский палеограф и лингвист, выделявшийся
среди своих русских современников проницательным аналитическим и
методическим умом и значительным литературным талантом.
Так как Саро-озерское поселение было неудобно и ограничено размерами
острова, Данила Викулин и Андрей Денисов принялись за поиски нового места, где
бы их община могла свободнее и просторнее развиваться. После двух неудачных
попыток переселения в 1694 году оба поморских вождя остановились на сухом и
просторном берегу в месте слияния речки Сосновки и реки Выги, куда они в том
же году и переселились.
Здесь, на Выге, уже около полутора десятка лет проживал знаменитый своим
опытом и летами более чем столетний инок Корнилий, который скончался как раз
через год после переселения туда Викулинского общежития, достигнув в 1695
году мафусаиловского возраста—ста двадцати пяти лет. Этот бывший келейник
патриарха Филарета, современник всех русских патриархов и десяти русских царей
от Ивана Грозного до Петра Великого включительно, благословил Викулина и
Андрея Денисова продолжать его дело. Разойдясь в 1680-х годах с игуменом Досифе-
ем, с которым он еще в годы царствования Алексея Михайловича вместе хаживал
на Дон провозглашать там правду старой веры, Корнилий стал одним из ранних
столпов беспоповщины. Свою строптивость и пренебрежение иерархией,
представителей которой он успел навидаться за свою долгую иноческую жизнь, он
проявил еще в Новгороде, где во время правления Никона, бывшего там
митрополитом в 1648—1652 годах, он отказался подходить под благословение своего владыки210.
Корнилий после собора 1667 года сделался не только упорным противником
"никонианства", но и настойчивым бракоборцем. Прожив чуть ли не столетие в
"ангельском", монашеском, чине, он на втором веку своей жизни начал, как и
двести лет после него это сделал Л. Толстой, проповедовать полное целомудрие и
настаивал не только на незаключении новых браков, но и на разводе "старобрачных"
супругов. Старец постоянно "прикладствовал апостоловы главы [то есть
приводил в пример слова апостола]: время прекращено есть прочее, да имущие жены—
яко не имущие будут"211.
208 Любопытный П. Исторический словарь староверческой церкви // ЧОИДР. 1863. Т. I. С. 140.
209 Филиппов И. Указ. соч. С. 37—42, 79—84; Евфросин. Указ. соч. С. 69—70; Материалы для
истории раскола... Т. III. С. 106—107.
210 Житие Корнилия цит. по: Барсов И. И. Братья Андрей и Семен Денисовы // Православное
обозрение. 1865. Т. U.C. 73.
211 Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 084.
327