Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
да безнадежность, охватившая противников нового обряда, была так велика, что
лишь немногие крепкие поповцы, вроде Досифея, Евфросина, Дионисия и
некоторых других их единоверцев-консерваторов, продолжали сохранять веру в
то, что дело древлего предания не погибло и что полнота христианской жизни со
священством и всеми таинствами старой церкви еще возможна. В
противоположность им массы преданных старому обряду простых людей, ожидая с года на год
окончания века и второго пришествия, и, видимо, предаваясь отчаянию,
находили, что единственный верный способ сохранить от греха и спасти свои души
от царства Антихриста лежит в самоочищении в огне гарей. Поэтому именно в
1680-х годах эпидемия самосжигания принимает ужасающий массовый характер.
В 1687 году все тот же активный проповедник беспоповства и самосжигания
черный дьякон Игнатий захватывает со своими приверженцами Палеостров-
ский монастырь и при появлении правительственных войск 4 марта того же
года сжигает две с половиной тысячи добровольных жертв и сам гибнет с ними187.
Через полтора года сподвижник Игнатия, другой знаменитый проповедник
"самоубийственного способа смерти" Емельян Иванович Втораго опять
овладевает Палеостровом и, несмотря на все попытки правительственных войск
остановить подготовляющуюся гарь, 23 ноября сжигается там с полутора тысячами
своих последователей188. Палеостровский монастырь, видимо, привлекал этих
ужасных и исступленных водителей на гари потому, что, по старообрядческому
преданию, именно здесь по приказанию Никона был убит или сожжен первый
мученик за старую веру епископ Павел Коломенский. В больших пошехонских
гарях, которые "прошли под руководством попа Семена", сгорели "четыре
тысячи, инии же яко и пять тысящь бе"189, в Кореле в лесу сожглись около пятисот
человек, а в Совдозере, тоже в Корельских пределах, до трехсот190, в Олонце в 1687
году около тысячи человек тоже сразу погибли в огне191. Наряду с этими
грандиозными самоубийственными аутодафе десятки, а может быть, и сотни меньших
гарей, в которых каждый раз погибало от нескольких десятков до нескольких сот
человек, озаряли в 1682—1692 годах своим зловещим пламенем северные леса
вокруг Онежского озера и между Онегой и Белым морем.
Какой-то дикий и страшный энтузиазм смерти и самоуничтожения
охватывал увлеченных апокалиптическими вождями и приверженных старому обряду
жителей Севера. Участники гарей, обнявшись, прыгали с крыш верхних горенок
изб в пламя костров. Охвативши друг друга, девушки с разбегу бросались в огонь,
дети тянули в огонь родных, отцы и матери шли на гари с младенцами на руках.
Василий Волосатый не только водил свои жертвы на костры, но и уговаривал
замаривать себя голодом; некоторые бросались целыми семьями в реки. Многие,
ожидая с часу на час, особенно в 1666, 1667, 1691 и 1692 годах, окончания мира,
ложились в гробы, чтобы встретить Страшный суд на смертном ложе. Описания
этих ожиданий смерти и самоубийственных способов окончания жизни по
своей трагичности напоминают ужасные картины танца смерти позднего
западного Средневековья, когда во время чумы все население ждало последнего часа.
Нередко перед гарями или другими способами самоубийства несчастные кандидаты
187 Сапожников Д. И. Указ. соч. С. 28-29; АИ. Т. V. С. 253; Филиппов И. Указ. соч. С. 42.
188 Синодик. С. 24-25.
189 Евфросин. Указ. соч. С. 24—25.
190 Синодик. С. 25, 52.
191 Там же. С. 24, 36, 51.
320