Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
39. Выделение беспоповщины: федосеевцы
"От дел же им порекло [т. е. за их дела им дали имя]* безпоповщина гонима:
попов всех бегут, а без попов не живут; но мужие орачи [мужики-пахари] и девы
со женами священство у них держат",—насмешливо писал о них инок Евфросин,
иронически замечая, что, отрицая авторитет рукоположенных иереев, эти капи-
тоновские последователи уже тогда, в 1670-х годах, фактически ввели у себя
институт наставничества, принимая в число своих наставников и мужчин и
женщин181. Конечно, этот обличитель радикалов-беспоповцев был совершенно прав,
когда указывал, что они только "именуются староверцы, а таинства и старой
веры и всякого священнодейства отбегают, и отдревле они словяху Капитоновы
ученицы"182. Хотя такие вожди консерваторов-старообрядцев, как Досифей и
Дионисий, были рукоположены задолго до того, как Никон стал патриархом и начал
"последнее отступление", тем не менее беспоповцы отказывались принимать у
них причастие и резко осуждали самого Досифея и других священников за
служение евхаристии:
Нецыи же ропотницы, на Досифея роптаху,
Таинства же Христова, окаяные, себе отрицаху,
—писал о них в рифму все тот же Евфросин183.
Подтверждение своего учения, что священство и таинства уже невозможны,
так как благодать "иссякла", эти эсхатологические радикалы находили в "Слове
об антихристе" римского папы Ипполита — или приписываемом папе
Ипполита—которое впервые было напечатано в России в "Сборнике", также
называемом "Кирилловой Книгой", изданном при патриархе Иосифе. Одна фраза
этого "слова", что во время Антихриста "священные церкви яко овощное хранилище
будут и честное тело и кровь Христа во днех оных не имать явитися"184, тоже
истолковывалась ими как авторитетное и непререкаемые указание на то, что
священство и таинства должны были исчезнуть и уже невозможны. Главными
пропагандистами этой идеи стали все те же наиболее выдающиеся проповедники
самосжигания — соловецкий черный дьякон Игнатий и выходец из города
Романова некий Поликарп Петров, "зельный любитель и рачитель" писаний
протопопа Аввакума185, которые в немногих, к сожалению, дошедших до нас
произведениях доводили до логического конца мрачную безнадежность учения первых
"лесных старцев".
Богословскую несостоятельность, натянутость и предвзятость их
аргументации тогда же заметил сам составитель "Отразительного писания" инок
Евфросин, который, ужасаясь, что они "тетратми своими всю Русь возмутили", смело
говорил своим прежним товарищам по борьбе с "никонианами", что они "не по
писанию пишут, но по тетраткам незнамым церкви"186.
Несмотря на всю радикальность и странность их учения, которое
поклонение обряду ставило выше самого содержания православия, эти учители
очищения душ огнем гарей имели широкий успех в среде крестьян и посадских людей
Севера. После казни пустозерских отцов и неудачи мятежа с челобитной 1682 го-
' "порекло" = имя.
181 Евфросин. Указ. соч. С. 10.
182 Там же. С. 10.
183 Там же. С. 96.
184 Там же. С. 96.
185 Там же. С. 96—99; Материалы для истории раскола... Т. VIII. С. 239.
186 Евфросин. Указ. соч. С. 98.
319