Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
38. Размежевание внутри старообрядчества: поповщина
Конечно, как уже сто лет тому назад писал П. И. Мельников, "всего бы
проще было старообрядцам избрать из своей среды влиятельного, уважаемого и
достойного человека и возвести его в степень первосвятителя"169. Но идти на
создание своих новых канонов и заняться экклезиастическим новотворчеством
консерваторы-поповцы не могли по самой природе своей религиозной мысли. А
по канонам для правильной православной хиротонии епископа было
необходимо, чтобы епископ был рукоположен епископом или епископами, как это
предписывало 60-е правило Карфагенского собора. Поэтому им приходилось ждать,
пока они найдут епископа или епископов, согласных посвятить им своих
старообрядческих владык. И они ждали, и не только ждали, но и непрерывно искали
архиереев твердой православной веры, готовых рукоположить старообрядческих
первосвятителей.
Поиски "своего" архиерея старообрядцами-поповцами стали одним из
самых замечательных драматических и трогательных явлений русской религиозной
жизни XVIII и I половины XIX века. Поповцы не щадили сил, времени и средств,
чтобы восстановить всю полноту своей иерархии, и в течение многих лет одни по-
повщинские посланники за другими объезжали православный Восток в поисках
такого владыки древлего благочестия. Как это ни странно, но их рвение и
религиозный энтузиазм увлекли даже часть беспоповцев, их северное поморское
согласие, руководимое знаменитыми в старообрядчестве братьями Семеном и
Андреем Денисовыми170. Видимо, надежда приобрести свою правильную иерархию
на время сдвинула с позиций безнадежного пессимизма и вдохновила даже этих
суровых северных старообрядцев радикального направления, отрицавшего
сохранение благодати в церкви.
В 1734 году судьба, казалось, улыбнулась поповцам и, в частности, ветков-
цам. Они нашли себе епископа. Это был пятидесятилетний киевлянин—монах,
рукоположенный в 1724 году в несколько запутанных и странных
обстоятельствах ясским, то есть молдаванским митрополитом Георгием,—немного
авантюрный, но искренне верующий и добрый владыка Епифаний171.
Ветковцам удалось уговорить его возглавить поповскую церковь, но
Епифаний, согласившись на предложение ветковцев, едва успел поставить им
несколько священников, как был арестован перешедшими границу русскими
войсками, увезен в Киев, где в скором времени и умер в общении с церковью172. Сто
одиннадцать лет пришлось опять ждать старообрядцам-поповцам, пока им
удалось снова найти владыку, согласного на восстановление старообрядческой
иерархии. В 1846 году боснийский митрополит Амвросий рукоположил двух
старообрядческих епископов, и с тех пор у поповцев создалась полная иерархия,
глава которой и до сих пор пребывает в Москве как архиепископ Московский
и всея Руси173.
169 Мельников П.И. Полное собр. соч. Т. VII. С. 29.
170 Смирнов П.С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея // Христианское чтение.
1906. № 7; Христианское чтение. 1909. С. 32.
171 Журавлев Л.И. Указ. соч. С. 182—184; Макарий (Булгаков). История русского раскола. С. 301;
Мельников П.И. Поли. собр. соч. Т. VII. С. 50—51.
172 Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. С. 146; Мельников П.И. Поли. собр.
соч. Т. VII. С. 50—81; Курносый Иона. История о бегствующем священстве // Есипов Г.В. Указ. соч.
Т. II. С. 182-184.
173 Старообрядческий церковный календарь на 1967 год. М., 1966. С. 4 [с 1988 г. именуется
Митрополитом Московским и всея Руси].
315