Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
удалось восстановить свой епископат, который начал регулярно и по
общеправославным правилам рукополагать своих священников. По ветковским правилам
священник, переходивший из патриаршей церкви в старообрядчество, прежде
всего подвергался опросу старейшин общины и ее священников. Затем этот
принимаемый священник торжественно отказывался от "никонианских заблуждений",
и принимавший его иерей помазывал его священным миром. В самом начале
Ветки поповцы иногда перекрещивали переходившего к ним священника, но этот
обычай был вскоре оставлен и заменен уже описанным вторым или даже
третьим чином, при котором священник просто отрекался от прежних, то есть
никоновских "заблуждений"166.
Вообще, детали чина приема переходивших к поповцам священников
вначале колебались от общины к общине и от одного десятилетия к другому, но уже
во второй четверти XVIII века перекрещивание переходивших мирян и
священников было совсем оставлено поповцами и общины разнились только в формах
заявлений отказа от "прежних заблуждений" и в помазывании или не помазыва-
нии кандидата миром. При миропомазании старообрядцы всегда пользовались
старым дониконовским миром, все больше и больше разбавляя его растительным
маслом. Не имея епископов, они не могли сами освящать миро.
Признавая рукоположение патриаршей, а позже синодальной церкви
действительным и православным, поповцы полагали, что благодать сохранилась в
церкви, потому что не все епископы в душе приняли нововведения Никона.
Так как церковь вечна и "силы адовы не одолеют врата ее", а церковь не может
существовать без епископата, то отсюда они делали вывод, что где-то
существуют епископы, сохраняющие преданность древлему православию. На вопрос,
кто же эти епископы и где они, поповцы отвечали: "Где они—это нам
неизвестно, а есть, скрываются в местах сокровенных по причине настоящей нужды и
тесноте времени,—нужно рассмотреть по писанию где они находятся"167. При всей
натяжке этого рассуждения поповцы были частично правы, так как
действительно было немало епископов, сохранявших преданность и уважение к "древлему
обряду", но не порвавших с церковью. Первым из них, конечно, был епископ
Павел Коломенский, замученный при патриархе Никоне; в 1660-х и 1670-х
годах митрополит Макарий Новгородский, епископ Маркел Вологодский и,
конечно, прямой и честный Александр Вятский, а возможно даже, сам патриарх
Питирим, (1672—1673) сочувствовали древнему русскому православию и
нелегко приняли новшества Никона. В самом начале XVIII века нижегородский
митрополит Исайя очень хорошо относился к приверженцам старой веры, за что
около 1700 года и был отрешен царем от должности по доносу тогдашнего
агента Петра при православной церкви А.И. Мусина-Пушкина. Почти в то же
время епископ Игнатий Тамбовский, друг Григория Талицкого,
распространявшего летучки, что царь Петр и есть Антихрист, тоже был близок к старообрядцам
и за это был сослан в Соловки168.
166 Есипов Г.В. Указ. соч. Т. I. С. 610—620; Алексеев И. Указ. соч. С. 23; Журавлев А.И. Указ. соч.
С. 210-218; Александр Б. Указ. соч. Т. II. С. 180-183, 273, 295, 302.
167 Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении
раскольников заволжских. М., 1875. С. 108 ("Сказание", видимо, было составлено на Керженце в
середине XVIII века).
168 Есипов Г.В. Указ. соч. Т. I. С. 50 и ел.; Мельников П.И. Поли. собр. соч. Т. VII. С. 27—28;
Православный собеседник. 1877. Т. I. С. 32.
314