Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
послушников и бельцов и женский с несколькими сотнями монахинь и
сотнями белиц и послушниц. Сюда со всей России съезжались паломники,
тянулись искавшие церковной свадьбы пары, здесь же обучалась молодежь, будущие
наставники и миссионеры. Только в 1764 году наступил конец Ветки: по
приказу императрицы Екатерины генерал-майор Маслов перешел границу и
разогнал или увел поселенцев, монахов и клир, разорил сами слободы, монастыри
и церкви159.
Первое разорение Ветки было уже в 1734 году, но после него Ветка быстро
оправилась. После же 1764 года старообрядцы, получившие от императрицы
Екатерины право строить церкви и свободно молиться в России, на Ветку уже не
вернулись. После этого новыми центрами поповщины в конце XVIII века стали
Иргиз на Нижней Волге, а затем Рогожское кладбище в Москве, где и до сих пор
находится старообрядческое главное управление.
Даже заведомые враги поповцев Ветки, миссионеры синодальной
православной церкви и историки-беспоповцы, признавали важность ее роли в
развитии консервативного поповщинского крыла старообрядчества. "Вси народы во
всех странах радости исполнишася, на нюже отвсюду приходящи
людие",—писал беспоповский историк середины XVIII века Ив. Алексеев160. Со своей
стороны, бывший старообрядец, затем ставший правительственным миссионером
отец Иван Журавлев несколько позже, чем Алексеев, не без злобы отмечал, что
"прелестия ея Ветки от часу более распространялись повсюду так, что самые
отдаленные города, уезды и селения России не избежаши заразы ее.
Вышеописанные беглецы попы и другие волокиты монахи и монахини, от Ветки рассыпались
повсюду, и простой народ повсюду везде развращали, и по всем местам
таинство причащения разносили, так что купля причастия главным промыслом у них
бродяг учинилась"161.
До своей смерти, которая последовала около 1710 года, Феодосии
оставался признанным главой поповцев всей России. Отсюда, из Ветки, он рассылал свои
послания, благословения и запасные дары по поповщинским общинам России.
Старое, освященное еще при патриархе Иосифе миро Феодосии разбавлял
деревянным маслом и пользовался им при исполнении таинств. Но самое главное
было то, что Феодосии установил прочную практику приема в
старообрядчество священников, рукоположенных в патриаршей и позже в синодальной церкви,
и поэтому его можно почитать за первого подлинного устроителя и основателя
поповщины.
И до Феодосия старообрядцы поповского направления иногда принимали в
свои общины в сущем сане священников, рукоположенных после церковного
раскола, но до него эта практика не была общепризнанной среди поповцев и
такие случаи были редкими и самим поповцам казались не вполне ясными и
спорными. Вопрос преемственности благодати и священства уже в первые же годы
после собора 1666—1667 годов начал тревожить консервативных старообрядцев, из
которых позже сложилось поповство. В то время как теоретики
пессимистического радикализма во главе с дьяконом Феодором и иноком Авраамием, не
говоря уже о последователях "лесных старцев", отрицали наличие благодати и возмож-
159 Журавлев А. И. Указ. соч. С. 212; Мельников П.И. Указ. соч. С. 76; Лилеев М.И. Из истории
раскола... С.152.
160 Алексеев И. Указ. соч. С. 433.
161 Журавлев А. И. Указ. соч. С. 212.
312