Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
воды с ожесточением разыскивали сторонников тех смельчаков, которые летом 1682
года чуть было не вернули Московское государство к двуперстному крестному
знамению и угрожали ниспровергнуть церковный и социальный порядки.
Во главе новых эмигрантов-старообрядцев, стремившихся избежать "казней
никонианских" и сохранить церковную традицию старой Руси, был неуловимый
игумен Досифей, который на этот раз пытался утвердить старую веру среди
населения Дона. Бесконечные степи, перелески и леса Дона, мало заселенные
основным казачьим населением и кое-где кочевавшими ногайцами, давали новым
эмигрантам идеальный приют. Несмотря на постоянный приток беглецов с севера, даже
в начале XVII века число оседлого населения по Дону и его притокам не
превышало тридцати тысяч, из которых число строевых казаков колебалось от трех до
шести тысяч, а во второй половине века их общее число все еще не превышало
пятидесяти тысяч115. При такой малочисленности населения старообрядцы могли там
быть или незамеченными, или оставаться вне пределов досягаемости
московской власти. Царские представители и воеводы обычно ездили из Воронежа к
казакам, в станицу Черкассую, находившуюся на нижнем течении Дона, и
поэтому старообрядческие селения и монастыри, находившиеся на северо-восточных
и отчасти западных притоках этой водной артерии, могли свободно
развиваться на их богатых рыбой, дичью и земледельческими угодьями берегах.
Деятельность старообрядцев на Дону значительно разрослась после того,
как в 1685 году там появился сам игумен Досифей116 с сопровождавшими его
другими священниками, в числе которых особенно отличались своей энергией
черные иереи Пафнутий, Евтихий и Феодосии. Они сразу же начали устанавливать
связь с недовольными все усиливавшимся влиянием Москвы казаками117. Для
старообрядцев консервативного поповского направления Дон был особенно
важен, так как там они все еще могли служить по старым книгам, в то время как в
Московской Руси, где все приходы были под строгим присмотром патриарха
Иоакима, не имея своих церквей, они не могли иметь и всей полноты церковных
таинств. А игумену Досифею все еще верилось, что на Дону они смогут
продолжать свободно молиться по старому обряду, а в случае удачи Дон мог бы стать тем
очагом "истинного древлерусского православия", откуда старая вера,
потерпевшая в 1682 году последнее решительное поражение в Москве, могла бы снова
вернуться на Русь.
Вожди этой старообрядческой эмиграции на Дону вскоре сошлись с атаманом
С. Лаврентьевым, представителем той партии казаков, которая сопротивлялась все
растущему контролю центральной власти, и который неоднократно бывал
выборным главой Черкасской станицы. Лаврентьев уже долгие годы поддерживал
беглецов с севера, снабжал их оружием для самозащиты и грабежа караванов,
шедших из России в Персию или Турцию, за что и получал часть добычи их военных
"подвигов". Пользуясь его помощью и влиянием, Досифей и другие
старообрядческие отцы развили настойчивую пропаганду старой веры не только среди
казаков и беглых, но и среди чинов гарнизонов южной границы и крестьян
прилегавших к этой границе областей самого Московского государства. С их помощью
115 Дружинин В.Г. Раскол на Дону... С. 13—14; Булавинское восстание: Сборник документов. М.,
1935. С. 11.
116Лилеев М.И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII—XVIII вв.
Киев, 1893. С. 36.
"7ДАИ.Т.ХН.С. 130, 134, 154, 168, 170.
302