Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
36. Церковь и Москва в годы междуцарствия
Немедленно нашлись и идеологи, помогшие составлять текст челобитной. Это
и были те монахи, которые по поручению Досифея сошлись в Москву с разных
сторон России для подачи челобитной, а может быть, и для подготовки
реставрации старой веры с вооруженной помощью стрельцов88. Как позже на допросах
показывали эти монахи, все они были ставленниками Досифея и его друга Иова
и прибыли в Москву незадолго до стрелецко-раскольничьей попытки
переворота89. Один из них был из числа немногих уцелевших монахов-соловчан.
Многие "посацкие люди нецыи неискусные паче прельщения приступиша"
к стрельцам90. Появление на политической сцене этой новой социальной
группы, усиленной чернью и холопами, стало заметно еще во время майских
беспорядков, когда были сожжены Судебный и Холопский приказы, в которых
хранились и крепостные и уголовные архивы91. В июне возбуждение в этих низших
социальных слоях населения снова начинает расти. Большие толпы народа
собирались на московских площадях и вместе со старообрядческими агитаторами
обсуждали достоинства старого обряда и способы возвращения к нему. Тем
временем раскольничий штаб в составе оставившего любопытнейшие записки об этих
событиях бывшего келейника Макарьевского монастыря Саввы Романова,
Никиты Борисова и иеромонаха Сергия—видимо, ученика Аввакума игумена
Сергия, в миру Симеона Крашенинникова,—продолжал работать над составлением
челобитной92. Нашлись и другие помощники. Сам "державший старое
благочестие и читавший по старым книгам" князь Хованский помогал неожиданно
сложившемуся раскольничьему центру. С его одобрения к составителям челобитной
примкнул и старый участник событий 1666 года, в свое время покаявшийся на
соборе патриархов, умный и систематичный священник Никита Дружинин.
Появились и другие духовные вожди, в том числе спасшийся с Соловков о. Савватий и
несколько волоколамских монахов. Решено было добиться от царей и патриарха
устройства публичного диспута. Местом диспута было выбрано Лобное место,
"перед всем народом и были бы тут цари государи и благоверная царица Наталья
Кирилловна, и патриарх со всем своим собором"93.
Заговорщики надеялись устроить прения 25 июня во время коронации царей
Ивана и Петра, но Хованский отговорил их, боясь спровоцировать силы
противников во время такого торжественного дня. Число сторонников старой веры
росло все больше и больше. Девять стрелецких полков и московская артиллерия
высказались в их пользу. Остальные десять стрелецких полков еще колебались и
пока что еще не решались подписаться под челобитной о восстановлении старой
веры94. Так как в каждом из полков было около 700—1000 человек, то силы, на
которые могли опираться заговорщики, оказались очень значительными95.
Хованский и сам спешил действовать. Порывистый, но не упорный, он успел уже
несколько отойти от первых ролей после передачи регенства Софье. Сама Софья,
жаждавшая власти, не собиралась делить ее с честолюбивым князем. Силы, соеди-
88 Показания игумена Сергия в июле 1682 г. См.: Румянцев И.П. Указ. соч. Прил. С. 92.
89 Там же. С. 92, 96-99.
90 Медведев С. Указ. соч. С. 90.
91 Богословский М.М. Петр I. M., 1940. Т. I. С. 47.
92 Романов С. Указ. соч. С. 112.
"Там же. С. 116.
94 Там же. С. 120.
95 Роспись стрелецких полков см.: Устрялов Н.Г. История царствования Петра Великого. Т. I.
СПб., 1858. С. 388, 66; Богословский ММ. Петр I. Т. I. С. 199.
297