Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
крыв всего лишь четыре новых епархии. Две из них были на сильно зараженном
старообрядчеством Севере: Устюжская и Холмогорская, другие две—на
неспокойной казачьей и мордовской юго-восточной украине: Воронежская и Тамбовская79.
Но, соглашаясь на открытие новых архиерейских округов, русские владыки
вместе с тем отказались организовать правильное иерархическое подразделение
русских епископий, отвергнув проект подчинения рядовых архиереев областным
митрополитам. В этом сказались как недоверие рядовых епископов к сильным и
богатым митрополитам, так и прочно вкоренившаяся традиция иерархического
равенства всех русских владык перед авторитетом главы церкви—патриарха и
главы государства—царя, несмотря на то что они носили различные, но не
имевшие административного значения названия сана: митрополита, архиепископа и
епископа. Этот отказ координировать работу епископов под окормлением
областных митрополитов был объяснен будто бы желанием избежать "разногласия,
распри и высоты". Ряд других пунктов программы собора имел целью
упорядочить жизнь монастырей и белого духовенства; монахам было запрещено
переходить из монастыря в монастырь и вести бродячий образ жизни; для нищих и
странников были организованы богадельни.
Особый отдел постановлений собора был направлен непосредственно против
старообрядцев, которым запрещалось собираться на молитвы в частных домах и
которых духовенство должно было отсылать к государственному суду для
наказания. Царская грамота того же 1682 года давала епископату новые, расширенные
полномочия по борьбе с расколом80. Видимо, в связи с этими постановлениями
Аввакум и его пустозерские единомышленники и погибли на костре в начале
1682 года.
Не пойдя навстречу пожеланиям правительства, которое, по всей
вероятности, выдвинуло этот проект реорганизации церковного управления по
инициативе кн. В.В. Голицына, увлекавшегося административной реформой русского
управления, епископат последних десятилетий Московской Руси сохранил на
короткое время свои доходы и свою независимость от иерархического возглав-
ления. Но этим же епископат подорвал свой авторитет и потерял последнюю
перед Петровскими реформами возможность разумно реорганизовать и этим
усилить русское церковное руководство. Не прошло и сорока лет после этого
собора, как Петр I, не спрашивая ни совета, ни мнения своих архиереев, сам
перестроил и секуляризовал русскую церковную администрацию и умалил роль не
только епископата, но и самой церкви в жизни государства и общества. А в течение
этих четырех десятилетий временно продолжавшая жить по-старому русская
иерархия по-прежнему теряла своих детей духовных, все в большем и большем
количестве уходивших в раскол от церковно нерадивых владык.
Проявив себя сугубым охранителем привилегий высшего духовенства,
патриарх Иоаким в то же время решительно выступил против родовитой аристократии,
которая наподобие владык духовных держалась за свои старые преимущественные
права, и 12 января 1682 года поддержал инициативу правительства в вопросе
уничтожения местничества на чрезвычайном "сидении" совместной сессии
боярской думы и освященного собора. Во время этого сидения юный царь Федор,
осудив древний обычай местничества, предложил думе и собору решить "всем раз-
79 Христианское чтение. 1882. Т. I. С. 179, 187.
80АИ.Т.У. №75,№ 100; Христианское чтение. 1888. Т. I. С. 180-188; СГГД. Т. IV. № 128, 131.
294