Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
склонные к подчинению начальству люди. Само начальство было редко и
далеко, духовенство немногочисленно, и желание правительства ввести новый обряд,
естественно, воспринималось этим населением, как попытка наложить на него
новые узы, от которых они уходили из европейской части русской земли.
Поэтому к концу XVII века значительное большинство населения Сибири примкнуло
к расколу или, вернее, просто осталось со старым обрядом, предпочитая своих
проповедников редким и не всегда слишком ретивым приходским священникам.
По всей вероятности, по этой же причине старообрядческая проповедь
имела значительный успех и на юго-восточной окраине России, на Средней и
Нижней, тогда еще почти пустынной Волге, в Астрахани и особенно на Дону, куда
тоже уходили свободолюбивые элементы, не уживавшиеся в Московском царстве.
Правда, после восстания Стеньки Разина 29 августа 1671 года донские казаки
впервые принесли присягу на верность царю, но новые правила все же
сохраняли за ними автономию, урезанную главным образом в вопросах внешних
сношений Дона. Кроме того, донское казачество обязалось выдавать государственных
преступников и этим как бы признало право Москвы на контроль донской
территории63. Старшины и домовитые казаки стояли за порядок и более тесное
сотрудничество с Москвой. Менее обеспеченные низшие слои казачества, состоявшие
из недавно пришедших на Дон семейств, были настроены более свободолюбиво
и даже анархически и среди них, особенно в северных районах донской казачьей
территории, было немало сторонников старой веры или, вернее, противников
нового обряда и более тесного контроля Москвы над донскими приходами.
Кто были первыми проповедниками старого обряда на Дону, точно
неизвестно, но можно предполагать, что среди них уже в 1666—1667 годах был сам
старец Корнилий и, возможно, даже игумен Досифей64. Поскольку Корнилий был
сопустынником пустозерца Епифания, то не исключена возможность, что связь
пустозерцев с Доном наладилась именно благодаря ему. Недаром дьякон Феодор
писал, что в 1670 году полуголова Елагин обвинял пустозерских сидельцев в
связи с донскими казаками и заявлял, что пустозерские узники "писания писали на
Дон к казакам и весь мир восколебали"65. Во всяком случае "казнь" Епифания,
Феодора и Лазаря в 1670 году, когда Елагин приказал отрезать им языки и руки,
была результатом сношений Аввакума и его сотоварищей с вольным Доном.
В 1672 году на притоке Дона реке Чире пришедший с севера с десятью
единомышленниками, старообрядцами-монахами черный священник Иов
Тимофеев основал небольшой монастырь. Эти монахи поддерживали связь с пустозер-
ским "центром"66. Во второй половине 70-х годов эта старообрядческая обитель
насчитывала уже более двухсот иноков и инокинь и была главным центром
сопротивления новому обряду на Дону. Другие старообрядческие скиты
образовались по северным притокам Дона, рекам Хопру, Медведице, Цимле, Донцу и
другим рекам и речкам67. Связь с Москвой, Пустозерском и другими центрами
старообрядчества поддерживалась странствующими монахами, как, например,
неким Дорофеем, постриженным в иноки в Ярославле, самим игуменом Досифе-
63 Сватиков СП. Россия и Дон. Вена, 1924. С. 107.
64 Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII в. СПб., 1889. С. 69.
65 Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 223—225.
"Аввакум. Сочинения... С. 945; ДАИ. Т. XII. № 130; Алексеев И. Указ. соч. С. 433; Соловьев СМ.
Т. VII (XIII). С. 241.
67 ДАИ. Т. XII. № 130, 150, 151, 186, 205-206, 232-235; Румянцев И.П. Указ. соч. Прил. 97.
290