Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
35. Укрепление "старой веры"в Сибири и на Юге: 1671—1682
35. УКРЕПЛЕНИЕ "СТАРОЙ ВЕРЫ" В СИБИРИ И НА ЮГЕ: 1671-1682
Тесная связь русского севера с Уралом и Сибирью, население которых в
большинстве пришло из бывших новгородских восточных областей и с которыми оно в XVII
веке сохраняло тесные экономические связи58, сказалась и на распространении
раскола в этих новых русских землях. Конечно, корни старообрядчества начали
разрастаться в Сибири еще в 50-х и 60-х годах, когда сосланные туда патриархом
Никоном протопоп Аввакум, поп Лазарь, подьяк Феодор Тимофеев и другие
противники новых обрядов и книг начали там борьбу за "старую веру". Их
усилия дали богатые плоды, и в 70-х годах значительная часть населения этого края
была уже в рядах последователей старого обряда. 6 января 1679 года друг
Аввакума поп Дометиан, принявший иночество под именем Данилы, организовал
недалеко от Тюмени на берегах речки Тоболы первую сибирскую гарь, в которой он
сам сгорел с 300 или даже, судя по другим сведениям, 1700 своих последователей59.
Стоит указать, что хотя во главе сгоревших стоял этот священноинок Данила,
идеологом движения в этой части Сибири был один из редких невеликороссов в
старообрядчестве некий Оська Истомин, или же правильнее Иосиф Астомен,
казанский армянин, привыкший, как и русские, с детства креститься принятым и у
армян двуперстием. Он был сослан в Сибирь еще в 1660 году и там за долгие
годы жизни побывал почти во всем крае от Енисейска до Верхотурья, где повсюду
с успехом вел свою пропаганду двуперстия и старых обрядов60. Немногим меньше
чем через месяц после первой сибирской гари, 4 февраля того же, 1679 года,
недалеко от Тюмени крестьяне, драгуны и казаки собрались на дворе драгуна
Константина Аврамова и, несмотря на уговоры местного приказчика, "послушались
дьячка Ивана Феодорова и все сожглись". Сожжения продолжались до поимки
властями этого фанатичного армянина-старообрядца61. Как уже упоминалось
раньше в главе об Аввакуме, около 1681 года до 2500 приверженцев этих
эсхатологических проповедников хотели сжечься в том же районе Сибири, и только
случайное недоразумение с советами пустозерских учителей избавило их от
огненной смерти62. Протопоп не колеблясь писал им, что те православные, "иже сами
себя сожигают, тому же прилично; яко и с поста умирают, добре творят" и даже
подыскал соответствующие примеры из жизни ранних мучеников и из русской
истории. К счастью, эти сибиряки, кандидаты в самосжигатели, заколебались и
еще раз запросили Пустозерск, где к этому времени Аввакум и его товарищи
были уже казнены. Тогда вопрос об их самосжигании отпал сам по себе.
Пропаганда миссионеров раскола, особенно его крайнего крыла, нигде не
находила такую подходящую почву, как в Сибири. Северная традиция
свободолюбия и самоуправления была здесь сильна с самого начала колонизации, и,
конечно, в эту глухую часть Азиатского материка шли наиболее сильные и волевые, не
58 О происхождении коренного русского населения Сибири см.: Бухтарминские старообрядцы.
Л., 1930. С. 450, 499; Соболевский А. И. Заметки по русской диалектологии // Русский
филологический вестник. 1906. T. III-IV. С. 218-234.
59 ДАИ. Т. VIII. С. 50; Дмитрий Ростовский. Розыск... С. 580; ДРВ. (1788). Т. II. С. 234;
Соловьев СМ. Т. VII (XIII). С. 242.
60 Сапожников Д. И. Указ. соч. С. 11.
61 ДАИ. Т. VIII. №216.
62 Аввакум. Сочинения... С. 872; Евфросин. Указ. соч. С. 19; см. также гл. 32 этой книги.
19-2107
289