Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
дьякон "мудрованьице иное имель, и Бог знает какое. Титул на кресте не
принимал и велику книгу на то собраль". Несмотря на то что игумен Досифей был
духовником старого дониконовского посвящения, Игнатий не любил
причащаться даже и у него, а однажды даже раскаивался, что вообще причащался: "Простите
де согрешил, Досифеевой службы таинству причастихся иногда"42. В последние
годы своей деятельности он постоянно бродил в обществе своего друга и
последователя Емельяна из Повенца, который так же, как и Игнатий, проповедовал
самосжигание. В 1670—1680 годах Игнатий был наиболее выдающимся
представителем крайнего пессимистически-радикального крыла старообрядчества, и своим
отказом от причастия и духовной помощи священников он стал одним из самых
видных представителей раннего беспоповства, еще задолго до оформления этого
направления раскола43.
Тоже видным соловчанином, работавшим в Поморье, был другой черный
дьякон, инок Пимен, новгородец по происхождению. Он стал монахом в Соловках
еще в бытность Никона митрополитом Новгородским. До осады монастыря, по
всей вероятности, когда туда в 1655 году привезли новые книги, он ушел с Солов-
ков в леса Поморья и вместе со своим учеником Григорием и соловецким
писарем Иваном Захаровым долго проживал около Сумского острога. Во время осады
Соловков все трое были схвачены по приказу командующего царскими
войсками, но, как уверяет Ив. Филиппов, когда этот командир увидел "вериги железные
в тело праведного заросшие, тело же все от великого поста и от железные
тяжести все истаявше", то приказал отпустить его с Григорием. Захаров же за
распространение противоцерковных писаний был казнен тут же на месте. По выговским
преданиям, Пимен предсказал будущему главе Выга, что он создаст этот важный
старообрядческий центр. Во время одного путешествия в лодке Пимен сказал
Даниле Викулину: "Ты, Даниле, садись на корму, зане ты будешь кормник и
правитель добрый христианскому последнему народу в Выговской пустыне"44. Так же,
как и Игнатий, он принадлежал к числу проповедников самосжигания и погиб
9 августа 1687 года во время одной из первых больших гарей, в которую он увлек
более тысячи человек45.
Третьим видным миссионером "старой веры" из числа соловчан был
соборный старец Геннадий, в миру Качалов, из старой новгородской дворянской
семьи. Геннадий был вызван в Москву во время соборов 1666—1667 годов46. Бежав
из Москвы, Геннадий до 1683 года жил в своей пустыне на реке Тихвинке, где и
был пойман и послан в Новгород47. Там он долго не задерживался и, ускользнув
из рук приставов двора св. Софии, снова пошел в Поморье, неся "правду о
старой вере". К началу 90-х годов этот редкий среди старообрядческих вождей
дворянин-монах был уже на Выге, где и окончил свою жизнь48. Где-то вблизи Онеж-
42 Евфросин. Указ. соч. С. 26.
43 Филиппов И. Указ. соч. С. 27, 37-42, 82-84,95-96; Евфросин. Указ. соч. С. 27-28,69, 76;
Комментарии Лопарева см. там же. С. 022—023, 029, 041—045; Денисов С. История об отцех и страдаль-
цех соловецких // Есипов A.B. Указ. соч. Т. П. С. 31.
44 Филиппов И. Указ. соч. С. 31—34; Дмитрий Ростовский. Розыск... (1745). Л. 23 об.; Синодик.
С. 24, 36,51.
45 Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под названием старообрядчества.
3-е изд. СПб., 1889. С. 253.
46 Материалы для истории раскола... Т. III. С. 81 —100, 195—197.
47ДАИ.Т.ХИ.С412.
48 Филиппов И. Указ. соч. С. 100.
286