Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
и других ранних борцов за старый обряд. За исключением Аввакума никто из них
не одобрял проповедь гарей, и поэтому игумен Досифей, инок Мина, сам Евфро-
син, жена попа Лазаря, видимо, жившая тогда в Заволжье, и многие другие
неустанно боролись с этими необузданными апокалиптическими миссионерами.
Линия разделения между апокалиптическими миссионерами-пессимистами и
подлинными старообрядцами-оптимистами, верившими в победу старой веры,
сказавшаяся уже в вопросе о "последнем отступлении", об Антихристе и о
священстве, делалась все более и более ясной и резкой. Только отсутствие
отчетливой доктрины, чувство общего негодования против правки книг и оскорблений
русского православия собором 1667 года все еще спаивали эти совсем различные
составные части движения протеста против иерархии и против грецизации
русской церкви. Все же Евфросин упоминает о серьезном столкновении "у Троицы"—
в Сунарецкой обители — между игуменом Досифеем и самосжигателем Иваном
Коломенским по поводу поминания жертв самосожжения. Иван Коломенский
попросил игумена Досифея помянуть погибших самосжигателей. Досифей
"рассуждал, отложил поминать. Сами-де себе убили, а не законно пострадали".
Тогда Иван Коломенский снова запросил Досифея, на этот раз прося его
благословения на самосожжение. На это Досифей снова ответил отрицательно, в чем его
поддержал и Евфросин. Оба ссылались на слова Христа: "Аще исповесть Мя кто
пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим небесным. И ведени будете
пред цари и владыки имени моего ради, и глаголю вам другом своимь: не убой-
теся от убивающих тело, души же не могущих погуби™", а также на слова Его:
"Буди верен до смерти, — дам ти венец живота"26.
Не менее энергично, чем в Пошехонье, пропаганда самосожжения и
религиозного радикализма велась в Вязниковских лесах, уже хорошо известных по
событиям 1660-х годов и начала 1670-х годов. Здесь заправилами гарей
эсхатологического миссионерства были прежние ученики Капитона, оставшиеся на свободе
после "похода" 1666 года. Во главе их стоял все тот же Василий Волосатый,
которого Евфросин явно по ошибке считал "первым законодавцем"
самоубийственных смертей27. На самом же деле, как уже отмечалось, гари начались раньше
или при самом Капитоне, или же при его главных учениках Вавиле и Леониде.
Если в Пошехонье и Вязниковских пределах были главные гнезда пионеров
радикального крыла церковного мятежа, то соседняя с ними область вокруг
Нижнего Новгорода, особенно по реке Керженцу и в Чернораменских лесах, стала
прочным и влиятельным приютом более консервативных старообрядцев, которые
сохраняли большую верность духу русского православия, чем "лесные старцы"
Капитона. По Керженцу, этому небольшому левому притоку Волги, уже с начала
1660-х годов, когда здесь поселились игумен Сергей Салтыков и инок Евфрем
Потемкин, все больше и больше умножалось число старообрядческих скитов и
починок. После ареста Салтыкова и Потемкина в 1666 году деятельность керженец-
ких старообрядцев не прерывалась. В начале 70-х годов главенствующее положение
на Керженце приобрел скит Смольяны, в котором после ареста Салтыкова и
Потемкина поселился священник Дионисий из города Шуи. Так как он имел
немало запасных Даров и исполнял требы, то в Смольяны стекались массы народа28. Не-
26 Там же. С. 13.
27 Там же. С. 11.
28 Мельников П.И. Поли. собр. соч. Т. VII. С. 35; Курносый Иона. История о бегствующем
священстве // Есипов Г.В. Указ. соч. Т. II. С. 185.
282