Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
33. Расширение старообрядческого "мятежа"в 1671—1682годах
тон начал свою проповедь аскетического изуверства. Его ученики могли легко
скрываться в пошехонских дебрях, и сведения об их проповеди с трудом
доходили до Москвы. Возможно, что сюда собирались из Москвы старообрядцы,
желающие спастись очистительным огнем, а само Пошехонье, может быть, служило
местом добровольных auto-da-fe благочестивых москвичей. Участие в гарях мо-
розовских инокинь как бы подтверждает это предположение. С другой стороны,
именно через этот край пробирались посланцы из Пустозерска в Москву,
которые нередко доставляли письма Аввакума, прославлявшие гари. Недаром один из
проповедников гарей, некий Иван, в своей проповеди, сохранившейся в
пародийной передаче Евфросина, прямо ссылается на авторитет пустозерского учителя.
Обращаясь к своей пастве, он говорил:
Елице есте добрии, яко же вы возлюбите
себе и спасение свое, со женами и з детми в Царство
[Божие] теките.
Полно вам плутати
и попом откуп давати.
Скорым путем,
да в Царство совсем;
добро сие и сладко, да вам
а не намь.
А намь еще пожити на волном свету
нас попы не видят, за вами
что за стенами.
Так нам и свободно,
да вам сие негодно —
добро вам згореть
да не будет вам наветь;
уже мы вас утвердили
только бы вы не ослабели.
А мы себе поищем иных учеников,
и там нам место будет
и с наш век избудет.
О, братие и сестры радейте
и не ослабейте!
Великий страдалець Аввакум благословляет
и вечную вам память любезно воспевает:
тецыте, тецыте,
да вси огнем сгорите25.
В этой древнейшей русской стихотворной пародии Евфросин, конечно,
высмеивал тех проповедников гарей, которые в последнюю минуту уходили из
пламени своих костров, оставляя на сожжение своих последователей. Но они делали
это, чтобы дальше нести свою страшную проповедь, стараясь спасти от
Антихриста как можно больше душ своих учеников. В конце концов они сами сгорали в
особенно больших гарях, может быть, даже состязаясь, кому удастся сжечь
наибольшее число "верных".
Проповедники самосжигания не являлись единственными представителями
церковного раскола в Пошехонье. Кроме этих последователей Капитона там
были и подлинные старообрядцы, последователи Неронова, Потемкина, Аввакума
25 Евфросин. Указ. соч. С. 3.
281