Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
вые годы осады блокада монастыря велась только с суши и не могла прервать
сообщение обители с континентом. В течение нескольких лет поморскому
населению удавалось доставлять в монастырь овощи и другие припасы и возможно, что
им же поручалась старообрядческими заправилами передача писем и известий из
Пустозерска и других мест России. Правда, переписка не сохранилась, но это
немудрено, так как при взятии монастыря и истреблении его защитников взявшие
его войска вряд ли интересовались какими-нибудь письмами или другими
документами.
После разгрома мезенского этапа связи старообрядческие посланцы возили
писания четырех пустозерских сидельцев уже прямо в Москву и другие области
России. Среди этих посланцев особенно выделялся другой последовавший за
протопопом на Север юродивый, Киприан, в 1660-х годах отличавшийся своей
активностью в Москве и который в конце концов пострадал за свою
преданность Аввакуму: 7 июля 1675 года он был казнен в Пустозерске, где ему по
приказу из Москвы отсекли голову. Помимо Киприана значительную роль в
поддержании связи играл инок Филипп, в миру Феодор Трофимов, бывший одно время
подьяком при патриархе Никоне. В 1650-х годах он был сослан сначала в Тобольск,
а затем, после собора 1666 года, в Пустозерск3. Филипп долгое время проживал
на Кяткозере со знаменитым мафусаилом раскола старцем Корнилием, и,
видимо, оттуда и из других мест Поморья он наладил сношения пустозерцев с
другими центрами раскола. После вступления на трон царя Феодора, то есть после 1676
года, он был арестован, отвезен в Москву и уже там "сожжен огнем бысть". Ко
времени казни Киприана относится не проведенный в жизнь проект перевода
протопопа с "товарищи" из Пустозерска в Кожеозерский и Каменноспасский
монастыри, находившиеся около Архангельска и Вологды4. Правительство, по всей
вероятности, предполагало, что перевод на новое место, ближе к Москве, приведет
к лучшей изоляции старообрядческих вождей. Приказ о переводе был послан, но
не состоялся по каким-то, по всей вероятности, техническим причинам5.
Из весьма многочисленного кадра пустозерских "связистов" известен и
московский священник Дмитрий, бывший в начале 1660-х годов настоятелем
церкви Жен-Мироносиц при палатах известной своими симпатиями к старой вере
боярыни Анны Петровны Милославской. При патриархе Никоне Дмитрий было
принял новый обряд, но затем раскаялся, вернулся к старой вере и поселился где-
то вблизи Пустозерска, где и служил в неизвестной историкам церкви, посылал
просфоры и запасные дары Аввакуму и помогал ему поддерживать связь с
Москвой, где жила его жена Маремьяна Федоровна, упорная и твердая
последовательница Аввакума. Сама Маремьяна, которая разошлась со своим
мужем-священником из-за его временной измены старой вере, долго оставалась в Москве,
была одним из главных агентов протопопа в столице6 и передавала его
благословения, поручения и советы московским "верным".
Вообще связи пустозерцев с Москвой и другими центрами, особенно в
конце 1660-х и начале 1670-х годов, до гибели боярыни Морозовой, были настоль-
3 Материалы для истории раскола... Т. I. С. 434—435; Т. II. С. 113—114, 440—441; Житие Кор-
нилия цит. по: Смирнов Л.С. Внутренние вопросы в расколе... С. CXIV.
4 Малышев В.И. Новые материалы о протопопе Аввакуме //ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 327.
5 Государев указ от 25 августа 1676 г. см.: Там же. С. 330—332.
6 Аввакум. Сочинения... С. 880, 931-938, LXXI, прим. 4.
277