Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Глава VI
РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА
И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ
33. РАСШИРЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО "МЯТЕЖА"
В 1671-1682 ГОДАХ
Распространение старообрядческого "мятежа" и образование центров
сопротивления "древлего благочестия" в 1670-х годах в значительной степени
выясняется из переписки протопопа Аввакума. Несмотря на все меры
предосторожности, принятые правительством, четыре старообрядческих учителя вовсе не были
так изолированы от массы своих последователей, как это казалось и было
желательно правительству и высшему церковному руководству. Мученическое пусто-
зерское сидение самого протопопа и его товарищей завоевывало симпатии их
стражей и местного населения. Из писаний Аввакума и его соузников видно, что
сами стрельцы, охранявшие их подземные тюрьмы, помогали
старообрядческим сидельцам сноситься с их единомышленниками на свободе. Так, например,
пересылая уже в 1669 году на Мезень письмо своей семье, протопоп писал, что
шлет его со стрельцом М. Машитиным и просил, чтобы его послания были
пересланы дальше и, в частности, чтобы в Соловки его писания отвез его любимый
последователь и ученик юродивый Федор1. Там, в Мезени, послания и трактаты,
шедшие из Пустозерска, переписывались и размножались, и оттуда до конца 1669
года они распространялись по всей России. Первая письменная связь с
Соловками установилась у Аввакума во время его пребывания в Москве в 1664 году,
когда он рекомендовал царю поставить в епископы будущего вождя соловецкого
мятежа архимандрита Никанора. Сопротивление знаменитого монастыря церковным
новшествам, естественно, вызвало энтузиазм среди пустозерских
старообрядческих вождей, и когда монастырь пал, то они в своих письмах уверяли, что
замученные соловецкие монахи на том свете наказывали умершего царя Алексея
Михайловича, распиливая его тело и подвергая его другим мучениям2.
Появление в 1669—1670 году в Пустозерске и Мезени стрелецкого
полуголовы Елагина, где он повесил энергичного и непреклонного юродивого Федора, а
семью Аввакума посадил в подземную тюрьму, очень усложнило связь пустозер-
ского "центра" с внутренней Россией, но все же и после этого нашлось немало
преданных людей, которые взяли на себя подвиг связи старообрядческих вождей
с их единомышленниками.
Хотя юродивому Федору и не пришлось поддержать связь Аввакума с
Соловками, вполне вероятно, что, несмотря на осаду, пустозерцам все же удавалось
переписываться с соловчанами и они были в курсе дел соловецких событий. Пер-
1 Аввакум. Сочинения... С. 913-916; ЛЗАК. Т. 24. С. 14.
2 Житие протопопа Аввакума... С. 229; Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 220; Т. I.
С. 198,338.
276