Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
31. Учение отцов пустозерских: дьякон Феодор
Религиозный пессимизм Феодора неизбежно приводил его к радикальному
решению вопроса отношений с "никонианской" церковью. В его глазах все
духовенство стало соучастником предательства законов Христа, последнего
отступления, превратилось в слуг Антихриста, работающих на разрушение истинного
христианства. Всякое общение с духовенством стало опасно и злоопасно, так как
они "истину попирают, и стоящих за нее сокрушают и разоряют, дабы ни один
христианин не был на земли, держашися старых книг святых и догмат церковных"231.
Только те священники, которые были поставлены до Никона и не служили по
новым книгам, были еще в его глазах носителями благодати. "И от таких достоит при-
нимати благословение", — писал он в "Ответе".
Новые же епископы и священники, которые были поставлены "от Никона
и паче же от года 1666, егда совершенно православие все отринута", являлись в
его глазах, конечно, отступниками и поэтому надо "таковых яко Иуды чуждати-
ся православным"232. Но на этом запрещении общения с "никонианским"
клиром Феодор и, видимо, тогда и остальные пустозерские отцы, одобрившие его
"Ответ", не останавливались и настаивали на прекращении вообще всех сношений
даже с мирскими членами церкви. Это запрещение, вынесенное уже в 1668 или
1669 году, то есть всего лишь через два года после собора, было не менее
категорично, чем клятвы самого собора, и проводило полный разрыв с "российской"
церковью. В нем дьякон Феодор, приравнивая "никониан" к еретикам, писал:
"Поистине лепо есть ныне от их богомерския службы бегати иуклонятися,
и ненавидети и гнушатися, понеже писано в заповедех церковных: еретических
книг не прочитати, и учения, и пения и чтения их не слушати. И в правилах
апостольских пишет, в Кормчей Книге: кто хощет от их прелести избыти,
святии апостолы и святии отцы повелевают православным християном в домех
молитися; аще кто помолится с еретики в церкви, или в дому, осужден будет; и
с отлученными и со отверженными моляйся—отвержен будет и отлучен "т.
Дьякон Феодор и в дальнейшем прочно остался на этой позиции
непризнания священства "российской" церкви, которое, по его мнению, стало орудием
сатаны и лишилось всякой благодати. Он неизменно повторял, что священники,
поставленные после начала правки книг и особенно после собора 1666 года, не
являются священниками и при переходе в "истинное православие" старой веры
должны быть приняты не в сане сущем, а как миряне, так как эти "попы и
диаконы неосвященны суть по правилам... есть часть антихристова воинства и от
исполнения церковных самовластие отсекошася"234. Он тем не менее делал исключение
для священства поставления до 1654 года, которые или вовсе не приняли новых
книг, или же, принявши их, затем покаялись и вернулись к старой вере. Но так как
эти "старые" священники были, естественно, вскоре обречены на вымирание, то
он, конечно, считался с тем, что "старая вера", не имея своих священников и не
принимая священников "российской" церкви, будет вскоре обречена на беспо-
повство, хотя он сам и не произносил этого слова. Эта бескомпромиссная в
отношении нового священства позиция дьякона Феодора не только подталкивала умы
старообрядцев к беспоповству, но и давала будущему беспоповству уже в 1668—1669
231 Там же. С. 297.
т Там же. С. 310.
233 Там же. С. 233.
234 Там же. С. 63-64, ср. С. 62-63, 74-75, 191 и т. д.
17*