Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
31. Учение отцов пустозерских: дьякон Феодор
и до второго, вскоре грядущего, по мнению дьякона, пришествия Христа
оставалось мало времени, то он поспешил покорить себе весь еще оставшийся верным
Христу мир. "Ведый бо сатана, яко времени мало имать, по Писанию, того ради
тщит всеми силами поклонити прелести римской всех живущих на земли".
Поэтому сатана предпринял ряд попыток захватить православную Русь: "Ив наше
православное русское царство, до сих времен многажды вселукавый враг заглядывал,
мысля от веры правыя отступите нас, но непопустившу Богу тогда, яко не у испол-
нися писание и число зверинное, по тысяче лет 666 (то есть 1666)". Но Русь
долго отбивала все прежние попытки царя зла: походы крестоносцев при
Александре Невском, козни жидовствующих при Иване III, папско-польские интриги при
Гришке Отрепьеве, а русская церковь при этом даже все больше и больше
процветала: "Церковь наша светлая российская православная, своею верою по таковых
искушениях светлее солнца показася, и мир и тишина бысть велия"227. Это
торжество православия на Руси длилось до "наскочения Никонова патриаршества" и
начала собора апокалиптического 1666 года: "Тогда, Богу попустившу, сатане свое
дело совершити. И великое российское наше царство, — увы! — отторже сатана
хоботом своим Никоном"228. На соборе 1666—67 годов вслед за Никоном
совершилось последнее предательство: "Нынешние лжеучители, греческие и русские, не
со Христом собирают, но с сатаною расточают прежних святых отец Христову
веру. И своими растленными догматы антихристу путь уготовляют, ему же снести в
церкви яко Богу, и показати себя яко Бога, по апостолу" [то есть по "Откровению"
Иоанна Богослова].
Несмотря на категорическое заявление, что последнее отступничество
совершилось, дьякон и другие пустозерские отцы не решались определить в "Ответе
православных", когда и в чьем образе явился или явится сам Антихрист. По их
рассуждениям, катастрофа конца мира и второе пришествие должны были следовать
очень скоро за последним отступлением, но так как признаков таковой
катастрофы, а в особенности второго пришествия не было, то они не были уверены и
в расчетах времени появления Антихриста. Сам дьякон иногда предполагал, что
Антихрист уже пришел, иногда высказывался, что Антихрист еще придет. Так,
например, в "Послании к сыну Максиму" он не говорил о времени появления
Антихриста, но в более ранних работах, в "Послании к иноку некому" и в
"Послании к Иоанну", он, наоборот, писал, что Антихрист уже пришел, хотя эти работы
и были написаны на восемь-девять лет раньше, чем "Послание к сыну Максиму",
законченное только в 1678 году. В первом из указанных посланий он писал: "По
шести летех по 60-ти [то есть в 1666 году], мню, совершенное антихриста
мучение настало уже", а во втором, говоря о гонениях на приверженцев старой веры,
он только указывал, что "есть знамение настания антихристова"229.
Насколько Феодор был одержан идеей победы сил зла, лучше всего видно из
его полупоэмы-полуламентации "О познании антихристовой прелести", дата
написания которой, к сожалению, не может быть установлена. В ней слышится
страх, даже вера в непреодолимую страшную силу Антихриста, которая рисуется
ему как всемогущая, грозная угроза христианству. Написанная в первой части
ритмическими строками, а во второй наподобие акафиста с постоянным анафори-
227 Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 282—283.
228 Там же. С. 356.
229 Там же. Т. VII. С. 239; Т. VI. С. 74.
17-2107
257