Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
31. Учение отцов пустозерских: дьякон Феодор
ставая из русской церкви священников и таким образом в глубине души
признавая действительность "никонианского" рукоположения и наличия
благодати в самой церкви, или же разрывать совершенно с церковью, отказываясь от
священства, считая, что вся церковь и весь христианский мир попали во власть
Антихриста. Но опять-таки и во втором случае, хотя и не сразу, приходилось
идти на компромисс если не с церковью, то с жизнью, так как, несмотря на все
предсказания, конец мира не наступал, а жизнь в нем требовала решения таких
существенных вопросов, как организация общества, отношения с государством,
крещение, брак, которые, в свою очередь, заставляли приспосабливаться
^существующему миру, а не только радикально отрицать его как царство зла.
Почти все эти трудности и необходимость новых решений обозначились в
старообрядчестве сразу же после соборов 1666—1667 годов, но полностью они
выявились и были осознаны лишь в самом последнем десятилетии XVII века, когда
они привели само старообрядчество к делению на два направления. Оба эти
направления сложились в соответствии с каждой из вышеуказанных линий
старообрядческой мысли—консервативной и радикальной—и позже получили
название поповского, сохранившего священников, и беспоповского, отрицавшего
после последнего "отступления" русской иерархии возможность продолжения
самого института священства. Но в течение целой четверти века, с 1667 года до
начала 1690-х годов, эти оба направления окончательно еще не выявились,
богословские расхождения между ними только намечались, а обсуждение основных
вопросов и проблем существования старообрядчества велось всеми его главными
вождями без значительных внутренних трений. Конечно, среди них
главенствующее положение занимала авторитетная группа узников пустозерского "центра".
Из четырех пустозерских отцов двое, Лазарь и Епифаний, приняли
незначительное участие в создании теоретических основ "старой веры". Лазарь, написав
в 1668 году свои челобитные царю и патриарху221, прекратил свою литературную
деятельность. По своей природе он был мучеником, священником, духовником,
но не писателем-богословом и, отдавая себе отчет в своей неподготовленности
для такой задачи, он, вероятно, сознательно отказался от дальнейшей
литературно-церковной работы.
Другого типа был инок Епифаний. Это был привыкший к тихой
созерцательной жизни в пустыни скитский инок-праведник, для которого "пустыня
прекрасная" была дороже шума света, хотя бы и церковного света, и он был гораздо
более устремлен к личному, мистическому общению с Господом и потусторонним
миром, чем к активности в обществе. В 1665—1666 годах он написал книгу
"Книгу обличений", которую подал царю во время собора, позже принимал участие в
обсуждении "Ответа православных"222 и, кроме того, был автором двух версий
своего жития или, вернее, исповеди. Эта исповедь-житие223, в которой он описывал
свой духовный опыт, была очень интересным литературным произведением, но
не имела непосредственного отношения к апологии или определению новых
условий существования общины старой веры. Его произведение было прежде
всего исповеданием христианского оптимизма, раскрытием его личной веры в Хри-
221 Материалы для истории раскола... Т. IV. С. 223—284; ЛЗАК. Т. 24. С. 53—56.
222 Аввакум. Сочинения... С. 61; также см. выше, гл. 29 этой книги.
223 Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 53—63; ЛЗАК. Т. 24. С. 229— 262; Робинсон А.Н.
Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 179— 202.
255