Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
цы185. Молодой князь Иван Хованский был бит батогами. Старец Авраамий после
долгих попыток духовенства во главе с митрополитом Павлом переубедить его был
13 августа 1670 года расстрижен, брошен в новую гражданскую тюрьму и зимой
1671—1672 годов сожжен186. В это время власти, по словам Аввакума, "и иных
поборников Христовых, многое множество погубили". Имена многих из них
сообщает он сам: "На Кольском полуострове рассекли на пятеро соловецкого старца
Иону, который проповедовал в Поморье; в Киеве сожгли стрельца Илариона; в
Нижнем Новгороде одного и в Казани тридцать человек; в Холмогорах был
сожжен юродивый Иван, во Владимире шесть"187. Сосланный в Печенгский монастырь
за обличения царя Иван Красулин был сожжен в 1671 году188. В июне того же года
был обезглавлен соловецкий дьячок Иван Захаров189.
Наступила очередь и боярыни Морозовой, до сих пор защищенной памятью
царя о царице. Хотя царица Марья Ильинична умерла уже в 1669 году, Морозова
пережила первые годы этой чистки сравнительно спокойно. Дом ее,
находившийся под строгим руководством старицы Маланьи, делался все более и более
похожим на монастырь, чем на боярские хоромы. Вместе с боярыней держались ее
сестра княгиня Евдокия Урусова, жена стрелецкого полковника Мария Данилова
и несколько черниц. Как уже отмечалось, в конце 1670 года, по всей
вероятности, в соответствии со старообрядческими преданиями 6 декабря сама боярыня
стала инокиней.
Ее постриг находившийся там в это время игумен Досифей, и боярыня
Феодосия стала старицей Феодорой190. Отказ ее, бывшей одной из старших
боярынь при дворе царицы, присутствовать 22 января 1671 года на свадьбе царя с его
новой женой, молодой красавицей Натальей Нарышкиной, во время которой
Морозова должна была "титлу царскую говорить", переполнил чашу терпения
Алексея Михайловича, быстро забывавшего с новой царицей свою покойную жену191.
По его приказу один за другим ряд видных представителей двора и духовенства
стали уговаривать Морозову, теперь мать Феодору, оставить старую веру.
В этих уговорах, правда, по всей вероятности тенденциозно переданных
старообрядческим писателем жития Морозовой, поражает убогость аргументов
уговаривавших. Помимо ссылок на "красоту, стройность и доброту" новых книг,
главным доводом уговаривавших был совет не перечить царю. Так, например, старик
Михаил Ртищев, дядя Морозовой и отец Феодора Ртищева, говаривал своей
племяннице: "Молю тя, остави распрю, перекрестися тремя персты и прочее, ни в
чем не прекословь великому государю и всем архиереом!"
То же говорила и известная Анна Ртищева, бывшая раньше поклонницей
патриарха Никона, а теперь ставшая близким другом митрополита Павла. Она
только прибавляла, что боярыня должна думать и о будущем своего сына, и
советовала: "О сестрица голубушка! Съели тебя старицы белевки [монашки из
старообрядческого монастыря в Белове], проглотили твою душу, аки птенца отлучи-
185 Аввакум. Сочинения... С. 249.
186 ЛЗАК. Т. 24. С. 315; Аввакум говорит о смерти Авраамия, но не указывает времени его казни.
См.: Аввакум. Сочинения. С. 57, 65.
187 Там же. С. 248-249, 846.
,88ЛЗАК.Т. 26. С. 22.
т Там же. Т. 24. С. 361.
190 Русская старина. X. 1908. Т. X. С. 684; Pascal P. Op. cit. P. 456.
191 Житие боярыни Морозовой... С. 154—156; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц... С. 126.
246