Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
30. Казни и тюрьмы: 1670—1676
чему его трудно подозревать в склонности к "старой" или "новой" вере178.
Недаром, как после подавления восстания показывал атаман донских казаков
Михаил Самаренин, Разин советовал своим казакам не строить церквей, не ходить
на церковные богослужения и велел им вместо церковной свадьбы "венчатца
около вербы"179.
Но нельзя сомневаться, что и большое количество приверженцев
"отеческого предания", недовольных церковью и гражданскими властями, примкнуло к
движению. Во всяком случае при подавлении разинского бунта и последующей
чистке бунтовавших областей, правительственные войска и их начальники
расправлялись со всеми подозрительными им элементами, и тысячи и даже
десятки тысяч виновных и невинных людей погибли от меча, виселиц и огня
карательных отрядов. После их усердной работы в одном из нижегородских уездов число
домов-хозяйств уменьшилось на 10 000, а число официально казненных
достигало 11 000180. Многие предпочитали скорее сжечься сами, избегая
одновременно и палачей и антихриста, чем подвергнуться пыткам и мучениям.
На связь нижегородских гарей с казнями указывал и Аввакум в своей
"Книге Бесед", написанной вскоре после этих ужасных событий и во всяком случае не
позднее 1675 года:
"Л по Волге той живущих во градех, и в селех, и в деревенках тысяща тыся-
щими положено подмечь, нехотящих принять печати антихристовы. Λ иные
ревнители закона суть, уразумеете лесть отступления, да не погибнут зле духом
своим, собирающеся во дворы з женами и детьми и сожигахуся огнем своею волею "181.
Другие старообрядческие материалы тоже говорят о происходивших в это
время гарях и насчитывают до 2000 добровольно сгоревших человек в районе
Нижнего Новгорода, особенно по реке Кудме, на берегах которой родился и Аввакум182.
Немало последователей Капитона и его учеников кончали жизнь добровольным
голодом — так в это время оба способа "самоубийственных смертей" были еще
одинаково популярны среди "непокорников", убегавших от Антихриста и
царских воевод. "В нижнегородской области многие бо тысячи огнем во овинах и
избах сгореша, в луговой стороне в морильнях от своих учителей закрыты
померли",— сообщал Фролов183. Правительственные сообщения, к сожалению,
подтверждают эти рассказы старообрядческих писателей. "В том же году, в
Нижегородском Закудемском стану во многих селах и деревнях крестьяне к
Божьим церквям не приходили и пенье церковное и таинств не принимали, и во всем
от раскольников розвращалися, и многие по прелести их с женами и детьми на
овинах пожигалися", — доносили царские власти с Волги184.
Волна расправы со всеми противостоящими властям и церкви мятежниками
и недовольными захватила также и Москву и другие оставшиеся в стороне от Ра-
зиновщины города. Дворецкий боярина Салтыкова, некий Исайя, был сожжен,
а с ним, по всей вероятности, пострадали и другие менее известные старообряд-
178 Тхоржевский С. Указ. соч. С. 119—121; Крестьянство и националы в революционном
движении, 1666-1671 гг. Разинщина. М— Л., 1931. С. 255.
179 Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. II. М., 1959. С. 340.
180 Тихомиров Б. Разинщина. М.—Л., 1930.
181 РИБ. Т. 39. С. XXXV; Аввакум. Сочинения... С. 249, 846.
182 Материалы для истории раскола... Т. V. С. 204; ДРВ. Т. XVIII. С. 92.
183 Фролов В. Указ. соч. С. 469.
I84APB.T.XVIII.C. 82.
245