Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава V. РАСКОЛ
Пустозерская казнь совпала с развитием больших событий на юге и
юго-востоке России. Уже с 1667 года, когда Стенька Разин покинул Дон и основал на
северном берегу Каспийского моря казачий городок-базу для налетов на Персию,
вся юго-восточная русская украина глухо волновалась. В конце 1669 года Разин
вернулся на Дон, захватил там власть, а весной двинулся в новый большой
поход, но на этот раз не на персиян, а на бояр и помещиков всея Руси. Как раз
накануне "пустозерской казни", 13 апреля 1670 года, его войска взяли Царицын,
а летом и осенью бунт разлился от Воронежа до Камы и от Астрахани до Лыс-
кова у Нижнего Новгорода, где когда-то Аввакум служил священником. В
сентябре пали Саранск и Пенза, и мятеж, казалось, переливался из казачьих укра-
ин в самый центр Московского государства. Но несмотря на осложнения на
Украине, где в союзе с татарами и турками Дорошенко собирался передвинуть
границы Оттоманской империи к среднему течению Днепра и привести янычар
под стены Киева, московское правительство проявило осенью и зимой 1670—1671
годов большую энергию. Занявшись грабежом Астрахани, казаки Разина
упустили время, и после их первых успехов пришли поражения. Социальный мятеж
скоро остался без главарей — опытные и энергичные воеводы князь Юрий
Алексеевич Долгорукий и князь Юрий Никитич Барятинский разбили главные
силы разинцев, а 14 апреля следующего 1671 года сам Разин был схвачен
домовитыми казаками и вьщан на казнь в Москву. Пламя крестьянского и инородческого
пожара пылало еще сравнительно долго, и воеводам и правительству пришлось
применить самые жестокие меры, чтобы приостановить эту попытку расправы
с правящим классом.
Само разинское движение было религиозно нейтрально. Среди казачьих и
крестьянских повстанческих отрядов были приверженцы и старого и нового
обрядов. Часть старообрядцев поддержала Разина, и к нему примкнуло немало
священников, недовольных и обрядом, и властями, и епископатом. Так,
например, склонный к старой вере поп Никифор Иванов все время сопутствовал
самому Разину. Некий поп Савва оперировал во главе повстанческих отрядов173. Во
многих селах и городах священники встречали повстанцев с иконами и колокольным
звоном. Тем не менее нет никаких оснований утверждать, что "бунт Разина был
бунтом раскола... первым явным народным движением его", как в 1870-х годах
писал Щапов, а вслед за ним и народники174. В Астрахани разинцы убили
митрополита Иоасафа, известного своей враждой к патриарху Никону175. Во время
похода Разина на север казаками распускались слухи, что у них в обозе находились
не только какой-то фантастический Нечай-царевич и недавно умерший
наследник престола царевич Алексей, но и сам патриарх Никон176. Да и самого
патриарха Никона, проживавшего тогда под арестом в Ферапонтовом монастыре, власти
подозревали в сношениях с восставшими казаками-разинцами177. По всей
вероятности, вернее всего будет сказать, что, несмотря на свое паломничество в
Соловецкий монастырь, сам Степан Разин был довольно безразличен к церковным,
да и вообще религиозным вопросам и был настроен скорее антиклерикально, по-
173 Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I. M., 1954. С. 183
174 Щапов А.П. Соч. Т. I. С. 466.
175 Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н.И. Поповым. Т. I. M., 1864. С. 8—18,
134—136; Тхоржевский С. Стенька Разин. М., 1923. С. 119.
176 Соловьев СМ. Т. VI (XII). С. 309.
177 Соловьев СМ. Т. VI (XI). С. 278.
244