Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
29. После собора. Годы последних надежд: 1667—1670
вратился в настоящий небольшой старообрядческий монастырь, во главе
которого была некая старица Малания, ставшая после принятия пострига также
известной под своим монашеским именем Александры и которую Аввакум в
своих письмах величал блаженной и триблаженной матерью158. Сюда же стекались и
приезжали из других частей страны ведущие приверженцы старой веры, которым
удалось остаться на свободе после соборов 1666—1667 годов. Местным
идеологом был, конечно, юродивый Афанасий, принявший теперь иночество под
именем Авраамия. Авраамий рассматривал события и вообще все дальнейшее
историческое развитие Руси еще более пессимистично, чем дьякон Феодор, хотя он
дьякона очень почитал и во многом следовал его учению. В своей книге "Хрис-
тианоопасный Щит Веры"*, которая была главным образом компиляцией из
работ других старообрядцев и ранних отцов церкви, с прибавлением отдельных
глав сочинения самого Авраамия, а также и в своих других произведениях он,
ссылаясь на исторические источники и, конечно, главным образом на "Кириллову
Книгу", проводил мысль, что последнее отступление уже давно было
предсказано на злополучный 1666 год. При этом он считал, что главная вина русского
епископата как раз заключалась в том, что они, это "ведая не опаслися. Сатана
своим сосудом Никоном на тот год веру здесь изгубил и ныне и досталь
[оставшееся] истребили ученики его... Число того зверя, иже в Апокалипсисе в 13
главе, сошлося на нынешние лета... царство Антихриста распространяется и скоро
он сам явится". Авраамий не сомневался, что Антихрист должен был явиться
именно в России, стране последних защитников чистой веры Христовой: "Да писаше
многое быти сему в северной стране, третьем Риме, идеже Скифополь, и
отступу быти от веры и он [Антихрист] открыется"159.
Бессмысленность и злонамеренность никоновских реформ в глазах Авраамия
не подлежали никакому сомнению. Обращаясь к царю, этот юродивый довольно
логично повторял за Аввакумом, что если старая вера была плохой, то в этом
случае и прежние цари были отступниками от веры, а если они были вполне
православны, то тогда нынешний царь стал гонителем истинного христианства: "А ты
ныне, царю, мнишься правую веру обрести, паче отец своих, то уже отцы твои,—
благоверные цари и князи,—злочестива быша и православныя веры отступиша. Аще
ли они государи наши, православнии быша и правую веру держаша, и в том
благочестии и души своя в руце Христу Богу предаша, то ты ныне царю, нечестивый
еретик и новый отступник православныя веры и восточныя соборныя церкви,
и новый же в Руси мучитель и гонитель святых прозовешося". В другом
сочинении он высказывает еще более мрачное и резкое мнение: "Иного отступления уже
не будет, везде бо бысть последнее [время] Русии, тако от часа сего на горшая
происходит. Будет Русия обладаема цареми нечистивыми,—тии суть розы
антихриста. И во время се ни царя, ни князя, ни святителя православного нет"160.
Год собора, зловещий и несчастный 1666 год, предсказанный, по мнению
Авраамия, "Откровением" Иоанна Богослова, писаниями Иоанна Златоуста,
Кирилла Иерусалимского и других отцов церкви как год последнего отступления от
православия, стал, таким образом, в его глазах последним годом свободной от Ан-
158 ЛЗАК. Т. 24. С. 309-313; Аввакум. Сочинения... С. 401.
' Слово "опасный" обозначало также: "охраняющий от опасностей", "осторожный".
159 Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 423; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в
расколе... С. 10.
160 Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 213.
239